Последние статьи
Домой / Иное / Хлеб во время войны. Снабжение населения продуктами питания во время великой отечественной войны Факты о хлебе в военное время

Хлеб во время войны. Снабжение населения продуктами питания во время великой отечественной войны Факты о хлебе в военное время

Внимание! Администрация сайта сайт не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Хлеб и война.
(документально-поэтическая композиция)

Задачи:

  • расширить знания о событиях ВОВ, значении хлеба во время войны,
  • узнать рецепты хлеба военного времени
  • способствовать формированию представления о трудностях, которые испытывали советские люди во время войны
  • воспитание бережного отношения к хлебу.
  • вызвать у детей эмоциональный отклик на услышанную информацию
  • сопереживание людям пережившим трагедию ВОВ
  • развитие навыка выразительного чтения стихотворений.

(В глубине сцены медленно загорается неяркий свет) (Слайд 1)(На экране демонстрируется фото или слайд рецепта, под стук метронома ведущий зачитывает его)(Слайд 2)

Ведущий 1

«Суп из ботвы брюквы с мукой:
Ботва брюквы-190 г.;
Мука-3г.;
Лук-5 г., соль-5 г.;
Специи-5 г.;
Жиры-0,03 г.»

Ведущий 2. Этот рецепт из книги «Использование в пищу ботвы огородных растений и заготовка её в прок». Издана была в 1942 г. в Ленинграде. Цени её была 1 рубль. Когда книга была подписана в печать, блокадный Ленинград доедал хлеб (мука-3 г), посеянный ещё до войны. Но в эту весну 1942 г. пахари, которые сеяли послевоенный хлеб, уже ничего не сеяли,- они ушли на фронт, бились за землю, на которой они раньше жили и растили зерно. И клали головы пахари на эту землю, чёрную, плодородную, не плугами вспаханную, а снарядами.

Чтец 1.

Мяли танки тёплые хлеба,
И горела, как свеча, изба.
Шли деревни. Не забыть вовек
Визга умирающих телег,
Как лежала девочка без ног,
Как не стало на земле дорог.
Но когда на жадного врага
Ополчились нивы и луга,
Разъярился даже горицвет,
Дерево и то стреляло в след,
Ночью партизанили кусты
И взлетали, как щепа, мосты.
Шли с погоста деды и отцы,
Пули подавали мертвецы,
И, косматые, как облака,
Врукопашную пошли века.
Шли солдаты бить и перебить,
Как ходили прежде молотить.
Смерть предстала им не в высоте,
А в крестьянской древней простоте,
Та, что пригорюнилась, как мать,
Та, которой нам не миновать.
Затвердело сердце у земли,
А солдаты шли, и шли, и шли,
Шла с Урала тёмная руда,
Шли, гремя, железные стада,
Шёл Смоленщины тревожный бор,
Шёл худой зазубренный топор,
Шли пустые тусклые поля,
Шла большая русская земля. (Слайд 3)

Ведущий 1 .Осенью 1941 г. немецкое командование поняло, что блицкриг-план молниеносной войны-провалился, что война приобретает затяжной характер. А чтобы выдержать затяжную войну, надо было кормить своих солдат, поддерживать свою армию. Именно поэтому предусматривалось ограбление населения на занятых фашистами землях.

Ведущий 2 .В планы Гитлера входило получение продовольствия с чужих земель. На захваченных им землях, словно чертополох, росла рать немецких жандармов, и все они в меру сил отбирали у крестьян скот, хлеб, птицу, вощи. Но фашистская сила не ограничивалась снабжением армии лишь за счёт ограбления населения. Были разорены на занятых территориях нашей страны несколько тысяч колхозов и совхозов, отобраны, угнаны в Германию 7 млн. лошадей, 17 млн. голов крупного рогатого скота, 20 млн. голов свиней, 27 млн. овец и коз. Фашистская армия отправила в Германию сотни тысяч эшелонов с награбленными грузами. (Слайд 4).

Ведущий 1. Для фашистской Германии миллионы человеческих жизней ничего не стоили. Но главари понимали, что людские, да и материальные ресурсы Германии ограничены. А потому в Берлине вдруг заговорили о недопустимости «рисковать жизнью немецкого солдата» при взятии Москвы и Ленинграда. Похоронив стратегию «блицкрига», они увидели спасение в стратегии голода. Последовали многократные истеричные выкрики Гитлера, что блокированный Ленинград «выжрет сам себя и, как спелый плод, сам упадёт к нам в руки».

Ведущий 2. Обречь на мучительную медленную смерть как можно больше людей, ставшихся в живых, деморализовать, разобщить их, лишить вили к сопротивлению, пробудить животные инстинкты, взять Ленинград голыми руками, а пленных превратить в рабов, готовых за миску баланды на всё… Вот что такое фашистская стратегия голода. И фашисты это орудие применяли, стремясь сломить волю людей к сопротивлению и укрепить свой тыл.

Чтец 2.

…И летели листовки с неба
На пороги замёрзших квартир:
«Будет хлеб. Вы хотите хлеба?..»
«Будет мир. Вам не снится мир?»
Дети, плача, хлеба просили.
Нет страшнее пытки такой.
И не вышли к стене городской.
Без воды, без тепла, без света.
День похож на чёрную ночь.
Может, в мире и силы нету,
Чтобы всё это превозмочь?
Умирали -и говорили:
-Наши дети увидят свет!
Но ворота они не открыли.
На колени не встали, нет!
Мудрено ли, что в ратной работе
Город наш по-солдатски хорош?..
Пётр построил его на болоте,
Но прочнее земли не найдёшь. (Слайд 5)

Ведущий 1 . 8 сентября 1941 года над городом сомкнулось кольцо блокады длиною в 900 дней и ночей. В кольце блокады Ленинграда оказалось 2 млн. 887 тыс. человек. (Слайд 6,7)

Ведущий 2 . В связи с иссякающими запасами муки продолжали снижаться нормы выдачи хлеба. С 20 ноября 1941 г. в пятый раз сокращается хлебный паёк: рабочие стали получать в сутки 250 г. хлеба, а неработающие (служащие, иждивенцы, дети)- по 125 г. хлеба в сутки. Крошечный, почти невесомый ломтик.

Сто двадцать пять блокадных грамм
С огнём и кровью пополам… (Слайд 8)

Ведущий 2. Острый голод давал о себе знать всё сильнее, умирали молодые и старые, мужчины, женщины, дети. У людей слабели руки и ноги, немело тело, оцепенение постепенно приближалось к сердцу, и наступал конец. Смерть настигала людей везде: на улице человек падал и не поднимался, в квартире - ложился спать и засыпал навеки. Нередко жизнь обрывалась у станка.

Чтец 3.

На салазках кокон пряменький,
Спеленав, везёт
Мать, заплаканная, в валенках,
А метель метёт.
Стакушонка лезет в очередь,
Охает, крестясь:
«У моей вот тоже дочери
Схоронён вчерась.
Бог прибрал, и слава господу,
Легше им и нам.
Я сама-то скоро с ног спаду
С этих со ста грамм».
Труден путь, далёк до кладбища,
Как с могилой быть?
Довести сама смогла б ещё,
Сможет ли зарыть?
А не сможет-сложат в братскую,
Сложат, как дрова,
В трудовую, ленинградскую,
Закопав едва.
И спешат по снегу валенки,-
Стало уж темнеть.
Схоронить трудней, мой маленький,
Легче умереть. (Слайд 9,10)

Ведущий 2. Хоронить было трудно: транспорт не работал. Обледеневшие, покрытые снегом стоят трамваи. Вдоль проспектов причудливыми нитями свисали провода, окутанные инеем, по бесконечно длинным улицам, между сугробами, напрягая последние силы, люди тянули саночки, на которых лежали покойники. Мёртвых хоронили без гробов, обёрнутых простынёй или одеялом, а позднее прост в одежде, в которой человек умер. Нередко, выбившись из сил, люди оставляли мёртвого на полпути. Позднее эти трупы подбирали машины и вывозили на окраину города, на огромный пустырь рядом со старой Пискарёвской дорогой. Так образовалось известное ныне Пискарёвское кладбище, где похоронено 470 тыс. ленинградцев. (Слайд 11)

Ведущий 1. Только за первую блокадную зиму голод унёс в Ленинграде 252 тыс. человек. Потеря близких отражалась острой болью в сердцах живых, однако большая смертность не породила отчаяния и паники в городе. Ленинградцы умирали, но как? Они оставались героями до последнего вздоха, их смерть призывала живых к настойчивой борьбе. От малого до старого все испытывали голод, но они трудились и жили с надеждой на торжество победы. Это чувство поднимало кузнеца, инженера, бухгалтера, учёного на героические дела. Это же чувство руководило артистами, когда они пели, играли, развлекая голодных и усталых людей, хотя у них у самих подкашивались ноги и кружилась голова. В антрактах у наиболее ослабевших наступало обморочное состояние, но воля побеждала: они вставали и продолжали играть.

Чтец 4.

Девочка у рояля.
Стрелки непочиненных часов,
Как трамваи неподвижно стали.
Но спокойно, под набат гудков,
Девочка играет на рояле.
У неё косички за спиной.
На диване в ряд уселись куклы.
Бомба, слышишь? В корпус головой…
Дрогнул пол… Коптилка вдруг потухла.
Кто-то вскрикнул. Стёкла, как песок,
Заскрипели под ногой. Где спички?
Девочка учила свой урок,
В темноте играя по привычке.
Так ещё не пел нам Мендельсон,
Как сейчас в тревогу. И весь дом был
Музыкой нежданной потрясён
В грозный час разрыва близкой бомбы.
И наутро, в очередь идя,
Постояла я под тем окошком.
Ты играешь, ты жива, дитя.
Потерпи ещё немножко.
Зимовать остался Мендельсон.
Как надежда, музыка бессмертна.
Стали стрелки. Город окружён.
До своих-большие километры.
Хлеб, как пряник, съеден по пути.
Раскладушка в ледяном подвале.
..Но, как прежде, ровно с девяти
Девочка играет на рояле. (Слайд 12, 13).

Ведущий 2 . Дети в осаждённом городе…Смотреть на голодающих детей (а в городе их оказалось около 400 тыс.) и чувствовать свою полную беспомощность перед тем, что ничем помочь им не можешь,- нет ничего ужаснее для матерей. Дети ждали хлеба. А где его взять? Матери отдавали всё , что могли, что имели, только бы обменять свои вещи на хлебные карточки. Родители, лишая себя куска хлеба, поддерживали слабые детские силёнки, тем самым нанося вред своему здоровью. Чтобы не заморозить детей, женщины с превеликими трудностями доставали дрова, бережно расходуя каждое полено. А если дрова кончались, в ход шла мебель, паркет и даже книги. Из ближайших водоёмов таскали вёдрами воду, таща их на салазках, стирали в ледяной воде бельё и чинили одежду при слабом огне коптилки, скудные продукты распределяли по дням, а в течение дня-по часам.

Чтец 5 .

Иду в темноте, вдоль воронок,
Прожекторы щупают небо.
Прохожие. Плачет ребёнок
И просит у матери хлеба.
А мать надорвалась то ноши
И вязнет в сугробах и ямах
-Не плачь, потерпи, мой хороший,-
И что-то бормочет граммах.
Их лиц я в мраке не вижу,
Подслушала горе вслепую,
Но к сердцу придвинулась ближе
Осада, в которой живу я. (Слайд 14)

Ведущий 1. В ход шло всё, чтобы поддержать силы людей. Тарелка дрожжевого теста часто была единственным блюдом в течение дня. Из мездры шкурок молодых телят, найденных на кожевенных заводах, варили студень. Запах такого студня был крайне неприятен, но кто обращал на это внимание? Голод затуплял все чувства. На мельницах за многие годы на стенах наросла мучная пыль. Её собирали, обрабатывали и использовали как примесь к хлебу. Трясли и выбивали каждый мешок, в котором когда-то была мука. Вытряски и выбойки из мешков просеивали и тут же отправляли в хлебопечение (Слайд 15)

Ведущий 2. В ноябре 1941 г. начинаются трудности в работе одного из хлебозаводов Ленинграда, которая не поступала в связи с блокадой города. Встал вопрос, о заменителях муки. Из примесей надо было применять д 10-15 сортов таких заменителей: жмыхи, соевая мука, ячменная мука (отход). Одних жмыхов было до 6 сортов. Применяли также обойную пыль и др. Когда иссякли запасы и этих примесей, тогда встал вопрос о применении в качестве заменителей муки…целлюлозы. Работниками лаборатории было проделано много опытных работ по лучшему применению этого заменителя муки.

Чтец 6.

Я помню хлеб. Он чёрен был и липок -
Ржаной муки был грубоват помол.
Но расплывались лица от улыбок,
Когда буханку ставили на стол.
Военный хлеб. Он к щам годился постным,
Раскрошенный, он бы неплох с кваском.
Он вяз в зубах, приклеивался к дёснам.
Его мы отдирали языком.
Он кислым был, ведь был он с отрубями!
Не поручусь, что был из лебеды.
И всё ж с ладони жадными губами
Я крошки подбирал после еды.
Я неизменно с острым интересом
И с сердцем замирающим следил
За грозным, хладнокровным хлеборезом,
Он резал хлеб! Он чёрный хлеб делил!
Я восторгался им, прямым и честным,
Он реза грубо, властно, без затей,
Горелой коркой, как в угле древесном,
Испачкавшись почти что до локтей.
На нём рубаха взмокла холостяная,
Он был велик в восторге трудовом.
Он резал хлеб, усталости не зная,
Лица не вытирая рукавом! (Слайд 16).

Ведущий 2 . Но вот в декабре 1941 г-январе 1942 г. начинает действовать ледовая «Дорога жизни» по льду Ладожского озера и в Ленинград поступает полноценная ржаная и пшеничная мука. (Видео «Дорога жизни») К марту 1942 г. уже имелась возможность выпекать полноценный ржаной хлеб, даже с применением пшеничной муки. (Слайд 17)

Ведущий 1 . Наступала весна 1942 г. Весна- время, когда издавна крестьянин с заботой о будущем выходил пахать землю и сеять хлеб. Прошедший 1941 г. хлеба много не принёс: и без того скудные урожаи сгубила война. А страна должна жить, должна есть. И чтобы из рецепта «Супа из ботвы» не вычеркнули «мука -3 г.», чтобы в пайке блокадного хлеба, кроме соломы, жмыха, опилок, было хотя бы одно размолотое пшеничное зёрнышко, чтобы дети шли в школу, рабочие – к станку, а солдаты-в бой, нужно было кому-то пахать и сеять, кость и молотить. Нужно было кому –то сесть за разбитые, не нужные фронту трактора и вести их по полю. Тащить на себе, на своём животе тащить их по пашне. Но кому?

Ведущий 2. В деревнях и сёлах мужчин не было-они воевали на фронте. Остались только старики, женщины да дети. Пожилым женщинам трактор был страшен. Детям- велик. Но собирались девчата 16-17 лет, которые покрепче, да ехали учиться на трактористок. Зимой пошли учиться, весной уже пахали. А до пахоты ещё готовили свой СТЗ (марка трактора Сталинградского тракторного завода). С металлическими колёсами на шипах, без кабин, без стартёров и пускачей, эти трактора требовали ухода и силы отнюдь не женской- не машины, а развалины. Но других тракторов не было. Пол-оборота на нем не доедешь как что-нибудь отвалится, отклепается, отскочит. Но ведь шла война. Надо Родину кормить. Надо от врагов защищаться. И девушки немало сил отдавали такой пахоте.

Ведущий 1. (на фоте мелодии Я,Френкеля «Русское поле») . Поедут пахать –вдоволь наплачутся. Масло им в глаза, и в рот, и по лицу. Руки по локоть в мозольных и ожоговых пузырях. Умывались керосином, руки оттирали землёй… иИ засыпали в борозде, когда пахали ночью. Темно, ничего на видно. Одна трактористка с фонарём идёт, другая на её свет едет. И страшно обеим, потому что волки волруг стаями собираются. Да и трудно было понять, то ли трактористка в тракторе заснёт от усталости, то ли напарница с фонарём, потеряв силы, упадёт под трактор.

Ведущий 2. Косили напрямую. Барабан часто так забивался всяким мусором, что не хватало сил его очистить. Да и комбайны были в основном на тракторной тяге. Когда комбайнами молотили, то женщины а прицепы впрягутся и тащат т клади. Тяже, что говорить хлеб войны.

(Звучит начало песни «Хлеб всему голова») (Слайд 18-19)

Ведущий 1 . Мы никогда не сможем почувствовать ужасы тех военных лет. Как всё минувшее, чему мы не были ни свидетелями, ни участниками.

Ведущий 2 . Мы не вспомним поросшие бурьяном и и ржавчиной поля, пресный вкус кирпичной пыли на руинах наших городов и деревень, запах смерти не символический, а реальный. Мы не сможем это вспомнить и заново пережить, потому что это было не с нами.

Ведущий 1. Но мы о них должны помнить!

Ведущий 2. И мы о них помним! (Слайд 20)

В поле днём и ночью
В годы войны хлеб был солдатом. Немалая заслуга в этом людей, которые обеспечивали армию и тружеников тыла в первую очередь хлебом и сухарями.
Американская корреспондентка Элла Уинтер, побывавшая во время войны в одном из колхозов, назвала свою статью В этом колхозе хозяйствуют женщины: мужчины на фронте, остались женщины, подростки, дети и престарелые…

На имеющихся тракторах с металлическими колёсами на шипах, без кабины, без стартеров и пускачей работали девчата шестнадцати-семнадцати лет.
После коротких курсов трактористки трудились по одиннадцать часов посменно, и днём, и ночью. Одна из трактористок вспоминает в книге Дети военной поры: Когда пахали ночью, хорошо, если луна. А то одна впереди с фонарём идёт, а ты за ней едешь. И страшно ведь было. Уж и не знаешь, то ли ты в тракторе заснёшь, то ли она с фонарём, сонная, упадёт под трактор. А ещё волки кругом воют. А как заводили тракторы! Надевали на рукоятку трубу, все на неё наваливались. Если в обратную сторону отдавало, все наземь валились. И плакали, и смеялись.
Дарья Гармаш, бригадир жен¬ской тракторной бригады, Герой Социалистического Труда, вспоминает: Потные, измученные, трактористки спрыгивают на землю. От солнца и ветра лица у всех красные. Никто из них толком не может разогнуться. Одна держится руками за поясницу и стонет. Другая пытается разогнуться, ей больно, она сжимает губы, молчит. Ещё одна скособочилась и испуганно спрашивает:
– А кишки в животе от тряски могут перевернуться?
Другая сквозь гримасу боли шутит:
– Смотри, как ходим-то, будто раненые.
Тяжесть мы, как все, несли фронтовую. Зерно сдавали – на семена не оставляли. А весной за семенами чуть не всей деревней ходили в райцентр. Даже дети несли свои мешочки.
Прасковья Малинина, председатель колхоза, дважды Герой Социалистического Труда, пишет: Тягловой силы в колхозе почти не было, и стали мы отбирать быков да коров для работы. Придумали специальные хомуты для быков, а они не приучены в упряжке ходить – головой мотают, ревут, упрямятся, назад пятятся да шарахаются в сторону, и тебя, того и гляди, рогом подцепят. Мучились женщины с ними.
Ветеран труда Екатерина Данилова говорит: Эти мучения я помню до сих пор, спустя уже много лет… Поздняя осень, холодно, но ещё не выпал снег и не замёрзла речка. Мы с мамой едем за сеном, мне 13 лет. Огромный бык запряжён в арбу. Мама подаёт вилами сено, я наверху с граблями равномерно это сено расправляю. Навьючили воз сена, перевязали верёвками и двинулись в обратный путь. Мама за хомут направляет быка, а я – на верху воза, в валенках. Подъехали к речке, которую уже переезжали. По мелководью начинаем переезжать, и вдруг это огромное, сильное и упрямое животное двинулось не по мелководью, поперёк реки, как его направляла мама, а вдоль. А мы знали, что впереди большая глубина. До сих пор помню, какой ужас охватил меня, я закричала каким-то диким голосом и автоматически съехала с воза в воду, прямо в валенках. По-видимому, мой дикий крик как-то воздействовал на это животное. Мы с мамой с большим трудом направили его на мелководье и выехали на дорогу.

Сухари с записочкой
Заменив ушедших на фронт мужчин, у горячих печей трудились женщины и девушки. У печей стояли по 12-14 часов. Многие пекари были переведены на казарменное положение и с заводов не выходили. Работали, спали где-нибудь в красном уголке или в каморке начальника цеха.
О военном времени вспоминает одна из пекарей в книге Хлеб, который мы едим: Парни пошли на фронт. Мы же, девчонки, досрочно сдали экзамены в школе фабричного ученичества – и на производство, к печам.
Помню, катишь дежу, а в ней шестьсот килограммов, думаешь: ещё шаг – и упаду. Ничего, довозили. Тесто разделывали вручную. Муку тоже сами возили, в вагонетке…
В смену мы вырабатывали сорок-сорок две тонны ржаного формового хлеба, весовым он назывался. И ещё дополнительно готовили армейский сухарь – уж как его мы пестовали, как хотели, чтобы повкусней был да посытней. В мешок с сухарями вкладывали записочку: ешь, фронтовик, и бей врага!
Женщина-пекарь военной поры вспоминает: А закончится смена, направляемся в подшефный госпиталь. Ходим там по палатам, улыбаемся, песни поём, будто после отдыха, а не прямо от горячей печи. Конечно, и помогали раненым, как умели, перевязку сделать или там бинты постирать, письмо написать.
Походная хлебопекарная печь – выдающаяся конструкторская находка. Фронтовые пекари говорили, что для них эта хлебопекарная печь была тем же, чем для танкистов танк Т-34. В военное время конструкторы разработали даже на базе двух пульмановских вагонов вагон-пекарню.

Блокадные граммы
Это был суррогатный хлеб, 125 граммов – еда на весь день.
Блокадный хлеб состоял из ржаной муки (10-12%), остальное – жмых, шрот, смётки муки с оборудования и пола, выбойка из мешков, пищевая целлюлоза, хвоя, вода – три четверти.
В июле-сентябре 1941 года немецко-фашистские войска вышли к окраинам Ленинграда и Ладожскому озеру, взяв многомиллионный город в кольцо блокады. 960 дней Ленинград был отрезан от тыла страны. Снабжение города и советских войск было налажено по Дороге жизни через Ладожское озеро. В июле 1941 года были введены хлебные карточки по всей стране. Для экономии стали выпекать в основном формовой хлеб из ржаной муки.
Хлеб войны на одну десятую состоял из картошки, – вспоминает Любовь Пучкова, профессор Московского университета пищевой промышленности. – В нём больше было воды и соли. Это для того, чтобы сэкономить муку. Выпекали хлеб в формах, иначе тесто повышенной влажности расплывалось….
Екатерина Данилова вспоминает: Долгое время в годы войны и после войны мою детскую и юношескую память преследовала одна навязчивая мысль: Вот бы хлеба поесть досыта. Отношение к хлебу как к чему-то святому и боязнь, что вдруг хлеба не станет, сохранились до сих пор. Хотя некоторые представители технократического оптимизма считают, что человечество со временем перейдёт к производству искусственных продуктов питания, но какие будут социальные последствия этого – никто не знает.
Когда советские войска вошли в Берлин, одной из первых забот нашей комендатуры было наладить снабжение мирного населения хлебом. Развернули походные печи. И потянулись на идущий от них аромат берлинцы. Многие тысячи тонн хлеба получил в те дни освобождённый от фашизма город.
Пекли хлеб армейские пекари. Более того, советские воины помогли вспахать и засеять более 300 тысяч гектаров в Польше и Германии.
Помнил, ничего не забыл советский солдат: ни собственную хлебную пайку, промёрзлую, окаменевшую, которую грыз в окопах сорок первого года, ни страшные дни блокадного Ленинграда, который гитлеровцы терзали голодом. Помнил обо всём, но делился хлебом с берлинцами.

Те годы – с нами!
Надо ли учить памяти о войне тех, кто вырос в послевоенном мире, надо ли нарушать безмятежность их юных лет?
История войны писалась кровью, но чем дальше уходит время, тем спокойнее будут воспринимать люди, в том числе дети, молодёжь, жесточайшие её факты. Однако никогда они не должны перестать волноваться, узнавая о них.
Память – это история семьи, история народа. Каким будет взгляд на неё подрастающего поколения, таким будет завтрашний день. Стерев прошлое семьи, народа, мы стираем будущее.
Помнить историю своей семьи, своего народа нужно не только потому, что память сохраняет человеческое достоинство, но и чтобы понимать смысл своей жизни, чтобы не быть одиноким и беспомощным.
Войну будут помнить, писать о ней, как стремились сохранить в летописях наши предки все детали древней истории. Это необходимо человеку, чтобы оправдать своё существование на земле.
Семейная память, память истории народа означает самоутверждение человека.
Существенным моментом является память – важнейшее условие сознания.
И через сто лет школьники, студенты, молодые люди с гордостью и волнением будут писать о своём прапрадеде, своей прапрабабушке, которые были фронтовиками:
Бессмертен их подвиг!
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память – наша совесть.
Она как сила нам нужна…
Ю. Воронов

К пониманию хлеба мира нельзя прийти, не зная о хлебе войны


В СССР до Великой Отечественной войны на территории, которая потом была временно оккупирована немцами, вырабатывалось более половины продукции земледелия и животноводства. В связи с этим в военное время страна ежегодно теряла более 5760 тыс. т зерна (или 300 млн. пудов). Во время войны было разграблено и разорено 98 тысяч колхозов, 1876 совхозов, 2890 машинно-тракторных станций.

Кроме того, в начале войны было призвано в армию 60-70% председателей и бригадиров колхозов. В колхозах остались только женщины и дети ушедших на фронт. Им пришлось нелегко, если учесть, что сельское хозяйство не только пополняло армию людьми, но и поставляло на фронт механизированные средства (в частности, 75% автомобильного парка) и скот. В конце 1941 г. на селе оставалось 39,8% довоенного поголовья лошадей.

На Нюрнбергском процессе были приведены данные ущерба, причинённого немцами нашему сельскому хозяйству. В ценах того времени сумма ущерба составила 181 млрд. руб.

В годы войны Сибирь и воевала и армию кормила

В 1941-1945 гг. производство зерна было организовано на значительных территориях в восточных регионах страны, главным образом в Сибири, Казахстане и в Средней Азии. Так, в 1941 г. площадь посевов в тылу, по сравнению с 1940 г., увеличилась более чем на 2 млн. га, а в 1942 г. - еще на 2,8 млн. га.

Хлебный потенциал Сибири всегда был высокий. В начале Великой Отечественной войны из Сибири на фронт направлялись не только дивизии для спасения столицы нашей Родины - Москвы от немецких захватчиков, но и эшелоны с хлебом.

Осенью 1941 г. Сибирь поставила на фронт 2880 тыс. т зерна, что составило 75 от всех хлебозаготовок страны. Этого количества зерна было достаточно для того, чтобы прокормить более 25 млн. человек в течение года. На фронт было отправлено около 700 тыс. т сухарей. В последующие годы этот поток постоянно увеличивался.

За годы войны новосибирцы сдали государству 1552 тыс. т зерна. Этого количества хватило бы прокормить всё население сегодняшней Новосибирской области хлебом в течение 5 лет.

И мельницы сражались

Поступающее на фронт продовольственное и фуражное зерно нужно было перерабатывать в муку, а мельницы, как и другие предприятия, при отступлении войск уничтожались. Выручали разработки инженеров-мукомолов и хлебопёков. Чертежи были разосланы по фронтам и вскоре передвижные мельницы и пекарни начали изготавливать в военных мастерских.

В действующих армиях функционировала настоящая мукомольная отрасль: в 1943 г. работало 80 мобильных мельниц, в 1944 г. - 47 передвижных мельниц и 160 крупорушек. Походные мельницы перемалывали 3400 т зерна в сутки. Для сравнения: производительность крупнейшего в Сибири Мельзавода № 1 в Новосибирске сегодня составляет 750 т зерна в сутки.

Мука из зародышей пшеницы и «коктейль Молотова» родом из ВНИИЗ

На экспериментальной мельнице Всесоюзного (ныне - Всероссийского) научно-исследовательского института зерна и продуктов его переработки (ВНИИЗ), расположенного в Москве, во время войны вырабатывали гороховую муку, которую затем брикетировали и отправляли на фронт.

Группе учёных этого института - П.П. Тарутину, A.M. Братухину, К.В. Дрогалину и Н.И. Соседову было поручено создание витаминной муки из зародышей пшеницы, которая тотчас направлялась в госпитали для скорейшего выздоровления раненых. За эту разработку учёным была присуждена Сталинская премия. Так что не зря некоторые сегодняшние препараты на этой основе преподносятся чуть ли не как панацея от ряда заболеваний.

Осенью 1941 г. инженеры-изобретатели ВНИИЗа А.Т. Кочугин и П.С. Солодовников впервые изготовили бутылку с зажигательной смесью КС, и это впоследствии широко использовалось для борьбы с немецкими захватчиками.

Фронтовой паёк. Беспрецедентность довоенных цен

Победа далась советскому народу невероятно тяжело. Однако паёк фронтового хлеба не менялся на протяжении всей войны. Кроме того, на продукты нормированного снабжения были сохранены довоенные цены, что не имело прецедента в истории мировых войн, тем более, что в годы войны наиболее богатые зерновые регионы Советского Союза были оккупированы немцами.

Хлеб для воинов, как правило, выпекали из обойной муки простого помола, с питательной точки зрения наиболее высокого достоинства, чем хлеб из муки высшего и 1-го сорта, выпекаемый в настоящее время нашими хлебозаводами.

Были и добавки, но для экономии...

Для мирного населения хлеб также выпекали из муки зерна пшеницы и ржи простого помола. В нечернозёмных областях России в основном вырабатывали ржаной хлеб. Для экономии муки в хлеб добавляли горох и картофель.

Размер хлебного пайка, например, на индустриальном Урале составлял для взрослых от 500 г (для служащих) до 1000 г (для квалифицированных рабочих), а для детей - 250 г. Для сравнения: в блокадном Ленинграде паёк для взрослого составлял 250 г, для ребенка -125 г.

В Нижегородской, Ивановской, Владимировской, Ярославской, Кировской и Пермской областях, в Республике Удмуртия и на Урале в сельских районах к символическому количеству муки добавляли мякину (перетёртую овсяную и ячменную лузгу), отруби, высушенные и размолотые в самодельных жерновах, солому и сено, древесную кору, жёлуди, стебли молодых лип.

Был и «Остен-брот» - хлеб «только для русских»

Особенно тяжело в годы войны приходилось нашим военнопленным. Для советских военнопленных гитлеровцы выпекали специальный хлеб. Он назывался «Остен-брот» и был утверждён имперским министром продовольственного снабжения в Рейхе 21.12.1941 г. как хлеб «только для русских».

Рецептура хлеба «Остен-брот» включала, %: выжимки сахарной свеклы - 40; отруби - 30; древесные опилки - 20; целлюлозная мука из листьев или соломы - 10.
Во многих концентрационных лагерях военнопленным не давали и такого «хлеба»...
Наш народ пережил всё, выстоял и победил в самой кровопролитной на земле войне.

Целинный хлеб

После войны страна быстрыми темпами восстанавливала народное хозяйство и развивала свой научно-технический потенциал. Довольно быстро росла и численность населения. Его прирост в послевоенные годы только в Российской Федерации составлял 1,5-1,6%/год. Если в 1941 г. перед войной численность населения СССР составляла 170 млн. человек, то к 1990 г. было уже около 300 млн. человек, в том числе только в Российской Федерации проживало 150 млн. человек.

Стране явно не хватало хлеба для существенного улучшения уровня жизни населения, повышения поголовья скота и птицы, увеличения производства мясных и молочных продуктов. И опять внимание руководства страны было обращено на восточные регионы. В марте 1954 г. Правительство страны приняло решение об освоении целинных и залежных земель в Казахстане и Сибири.

Лично я был участником этого патриотического движения, когда летом 1958 г., будучи студентом Московского технологического института пищевой промышленности, вместе с десятками тысяч молодых людей из других вузов отправился с Казанского вокзала в товарном вагоне на восток. На протяжении всего пути от Москвы до Урала студентов в обязательном порядке обеспечивали горячими обедами или сухим пайком. В каждом составе находился вагон-магазин.

На Целине студенты работали на зерносушилках, приёмных токах и зерноскладах, не считаясь со временем. Отгрузка зерна на крупные элеваторы шла круглосуточно.
Освоение целинных и залежных земель принесло свои плоды. В короткий срок страна получила весомую прибавку зерна в валовом сборе, равном 35-40 млн. т. В Западной и Восточной Сибири производили 12-15 млн. т зерна. По этому показателю Сибирь и в настоящее время является одним из самых крупных регионов, несмотря на то, что объём производства зерна, начиная с 1990 г., сократился на 20%.

Проверено практикой

В Сибирском и Дальневосточном регионах находится около 65 млн. га сельскохозяйственных угодий, половину из которых занимают пахотные земли. Зерновые культуры возделываются примерно на 20 млн. га. Важнейшая задача, которая всегда стояла перед хлеборобами Сибири, - обеспечение устойчивых урожаев зерна. Задача эта не простая, так как наши хлебные нивы подвержены далеко не всегда благоприятному воздействию климатических условий. Отсюда и потребность в научно обоснованных рекомендациях по организации агротехнических мероприятий, обеспечивающих высокую культуру земледелия. В создании новых сортов семян - основа высоких урожаев. В связи с этим в 1957 г. в Целиноградской области (ныне - Шортандах) в Казахстане практически на пустом месте был создан Всесоюзный научно-исследовательский институт зернового хозяйства, который возглавил Д.И. Бараев, академик ВАСХНИЛ, лауреат Ленинской премии, Герой Социалистического Труда.

Осенью 1959 г. в Казахстане в г. Целиноград (ныне - Астана) и в Сибири в г. Новосибирск были созданы филиалы ВНИИЗ, а в 1969 г. в Новосибирске - Сибирское отделение ВАСХНИЛ [ныне - ФГБУ Со АН (аграрной науки)], недавно отметившее 45-летний юбилей своей деятельности. Трудно переоценить значимость этих научных коллективов в тех достижениях, которых добился АПК Сибири. За относительно короткий срок были комплексно изучены условия сельского хозяйства Сибири, накоплен богатый объём знаний и выданы рекомендации, успешно проверенные на практике. Стоит отметить, что средняя урожайность зерна выросла с 5-6 ц/га (в начале 50-х годов XX в.) до 16 ц/га (к 2014 г.), а объёмы производства зерна в Сибири - в 2 раза.

Духовная сила

Вот что пишет о хлебе известный писатель В. Кармазин: «Хлеб вобрал в себя, как самый ёмкий в мире аккумулятор, всенародный неустанный труд, силу и мощь человека, на которые он только способен, его настойчивость, мужество и героизм, наконец, все мысли, чувства граждан нашего Отечества. Хлеб всегда сражается. Не иначе как за высокие человеческие идеалы на земле».

В этом высказывании кроется отношение человека к хлебу, как к живой системе, наделённой, наравне с человеком, всеми свойствами, включая его духовные силы. Если заменить слово «хлеб» на «русский (советский) народ», то получим его исчерпывающую характеристику за рассматриваемый исторический период. И это имеет свои определённые подтверждения. Согласно теории причинности, растения по своей природе сущностны и сила их относится к духовным силам.

Как человек относится к зерну, так и зерно относится к человеку

На всех этапах производства хлеб постоянно находится в причинно-следственных связях с человеком и окружающей средой, по которым происходит перераспределение энергоинформационных потоков. Влияние человека на зерно чрезвычайно велико. Отмечаемое в последние годы снижение качества зерна является результатом соответствующего отношения к сельскому хозяйству в целом.

Хлеб - венец труда земледельца - не терпит легкомысленного к себе отношения.

Хлеб на столе

С древних времен и у всех народов наибольшей святостью был хлеб. Его присутствие способствовало появлению песен и дум, продолжала родословную, и, напротив, когда он исчезал, приходила беда.
Предки не только воздали заслуженную хвалу ржи-кормильице, но и признали ее вечные заслуги в судьбе человечества. В зерно, в этот маленький тугой слиточек материи столько вложено жизненной мудрости, добра и веры в бессмертие, что его тайна и до сих пор кажется нам магической. Все у нас от него, от хлеба. А в том, и

Мы сами, каждый из нас - ребенок своих родителей, своего народа и хлеба.
С давних времен родители приучали детей своих беречь хлеб. Еще с молоком матери усваивались правила бережливого отношения к святая святых.
Людей, какие пришли с чистым сердцем, хорошей миссией или хорошей новостью, на нашей земле всегда встречали хлебом солью. Караваем благословляли молодых, без ковриги нельзя было зайти в новый дом, рождался ребенок - тоже шли с хлебом.
Отдадим же почет тем, кто вырастил его, рукам, которые подарили душистые, похожие на солнце, караваи. Снимем перед ним шляпы, уклонимся, чтобы извечно он был на нашем столе, чтобы не черствел, потому что, как молвил народные уста, когда черствеет хлеб - черствеют души.

Ты и твой хлеб

«Хлеб - всему голова, - так говорят у нас. Хлебом клянутся, как именем матери, Родины. Потому что хлеб - это жизнь, он вечен, как мать, как Родина.
Человек выращивает хлеб. А хлеб выращивает человека. Воспитывает и проверяет его на зрелость и мужество. И это также вечно, как мир. Хлеб нельзя заменить ничем. Старые люди любят говорить; «Хлеб - это святое». По-видимому, потому, что были на их судьбе годы, когда было слово «хлеб», но не было самого хлеба. И еще, по-видимому для того, чтобы мы, выходя в свет, раз и навсегда прониклись трепетом к тем рукам, которые вырастили и выпекли этот высокий и мягкий хлеб. Он может научить всех нас уважать работу и мирное безоблачное небо над головой.
Хлеб - это богатство нашей страны. И его нужно беречь и уважать. Ведь так приятно видеть на своем столе высокий, душистый каравай. В хорошей семье хлеб никогда не будет черстветь. Но есть люди, которые не уважают хлеб, выбрасывают его, когда он очерствеет. Они не уважают тот длинный путь, который прошел хлеб, прежде, чем попасть к столу, тот тяжелый труд, который вложен у него, самого человека. Поэтому берегите хлеб - мерило нашей воспитанности и духовности.

Хлеб

Он ежедневно приходит к нам - румяный, теплый, душистый, несравненный. А еще имеет много имен - баранку, булочку, батончик, рогалик, каравай, калач, пасху, пирог. И все-таки хлеб.

Если на столе нет хлеба - на нем чего-то не хватает. Самого главного. Потому что хлеб - то богатство, благосостояние. Люди ласково и уважительно говорят о нем: хлеб - батенька, хлеб - кормилец, хлеб - всему голова. Издревле народ наш более всего ценил хлеб, соль, честь.

Хлеб сопровождает нас всю жизнь - от рождения до глубокой старости. У всех народов он святой. Хлеб берегли, в его честь составляли гимны, хлебом встречали самых дорогих гостей. Хлеб бесценен. Ни работа, ни смерть, ни жизнь, ни свадьба - ничего в мире не обходится без хлеба. Он самый вкусный, он дороже золота, насущный и святой хлеб из нашего поля.

И, чтобы вспахать поле, тоже нужен хлеб. И, чтобы разбить врага. Чтобы победить и выстоять. Везде хлеб, хлеб, хлеб. А без него нет ни радости, ни праздника, ни самой жизни.

Человечество знает ужасные годы без хлеба, когда вымирали целые села и города, целые местности и страны, так что ни одной войне и ни одной армии и не снилось такое опустошение.

Знать цену хлебу, уметь его экономить, быть бережливыми и заботливыми хозяевами - это главные вопросы общества. Вот почему вопрос о хлебе остается у нас главным. Вот таким является он - хлеб. Его величество Хлеб. Так давайте относиться к нему всегда с почетом и уважением. Не жалеем дать ломоть хлеба голодному. Хлеб в мире - главнее всего, он - жизнь. И может, кто-то из моих ровесников станет кондитером или пекарем и будет даровать людям хлеб: Как едите вы караваи, Калачи вкусные едите, – Не забудьте уклониться Хлебоделу за это!

ХЛЕБ В ГОДЫ ВОЙНЫ

А.С. Тихонова

Ирина Анатольевна Марченкова, научный руководитель преподаватель Мценского филиала Госуниверситета- УНПК, г. Мценск

Каждый день, все люди на Земном шаре, едят хлеб. Без него не обходится ни завтрак, ни обед, ни ужин. Булочки, коржики, баранки, батоны, печенье - все это хлеб. А были годы, когда люди голодали, и далеко не каждый день видели хлеб. Так было в годы Великой Отечественной войны. Давно закончилась Великая Отечественная война. Всю жизнь люди, пережившие те страшные голодные военные годы, помнят о цене хлеба. Сегодня мы с вами узнаем, каким был хлеб войны, из чего его пекли, какое значение он имел во время войны. Мы должны помнить и заботиться о людях, переживших войну. На Руси хлеб называли жито, что значит жизнь. Называли ласково - хлебушко. Хлеб берегли. Даже если садились за стол, то глава семьи хлеб не резал, а отламывал от краюхи и давал ломоть хлеба каждому отдельно в руки. А если крошки хлеба на стол падали, то их собирали в ладошку и отправляли в рот. Хлеб - гениальное изобретение человечества, рождённое четырьмя стихиями. И каждой из них можно поклоняться - солнцу, земле, воде и огню. И ещё: хлеб всегда добр, даже в мире, в котором много злобы. И поэтому очень важно быть к хлебу добрым и внимательным, и это нужно не только хлебу, это нужно каждому из нас, потому что рядом с хлебом человек становится лучше. Хлеб — один из старейших приготавливаемых продуктов, появившийся ещё в Неолите. Возраст хлеба более 15 тысяч лет. Само слово «хлеб» имеет древнегреческое происхождение. Дело в том, что греки выпекали свой хлеб в специальных горшках. Первый хлеб представлял собой подобие запечённой кашицы, приготовленной из крупы и воды. Хлеб из дрожжевого теста впервые появился в Египте. В средневековой Европе хлеб служил не только основой пищи, но и был частью сервировки стола. А вот у войны был свой хлеб. Небогатый, отмеренный хлебной карточкой. Хлеб суровый, но ещё более необходимый, чем в мирное время. Хлеб во время войны был не только главным продуктом питания, но и мерилом жизни, важнейшим политическим вопросом страны. Если бы поражение случилось на хлебном фронте, то это означало подрыв всей потенциальной мощи страны. Поэтому советское правительство сумело в экстремальных условиях организовать выпечку хлеба для фронта. Даже тогда, когда земля горела под ногами. Лучшее - фронту, а для себя в тылу пекли лепёшки с добавлением лебеды или мёрзлой прошлогодней картошки, хорошего, настоящего хлеба почти не видели. В нём больше было воды и соли. Это для того, чтобы сэкономить муку. Выпекали хлеб в формах, иначе тесто повышенной влажности расплывалось. Хлеб делали даже из кукурузы. Но буханка не держала свою форму, а рассыпалась. Стандартная буханка на 63% состояла из ржаной муки, на 4% — из льняного жмыха, на 8% — из овсяной муки, на 4% — из соевой муки, на 12% — из солодовой муки. Остальное составляли еще более незначительные примеси. При этом каждый хлебозавод стремился выпекать хлеб, отличный от продукции «конкурентов». В основном это достигалось добавлением муки из луба деревьев, содержащей от 3 до 6% крахмала и сахаров, а также подсолнечной лузги. Хлеб в войну был не такой, как сейчас, есть его было не выносимо, но приходилось. В июле-сентябре 1941 г. немецко-фашистские войска вышли к окраинам Ленинграда и Ладожскому озеру, взяв многомиллионный город в кольцо блокады. Блокадный хлеб состоял из ржаной муки (10-12%), остальное - жмых, шрот, смётки муки с оборудования и пола, выбойка из мешков, пищевая целлюлоза, хвоя, вода - три четверти, хлеб выдавался в те тяжелые годы для нашей страны по карточкам, в количестве 125 граммов - еда на весь день. Нормы выдачи хлеба населению города Ленинграда, 16 июля 1941 года иждивенцам и детям по 400 грамм, 2 сентября 1941 года - по 300 грамм, 11 сентября - по 250, 1 октября - по 200, а потом и по 150, и по 125 граммов хлеба, только в 1943 году вернулись к прежним, первым нормам - по 400 грамм. Детям выдавали несколько картофелин в мундире, 125 грамм черного хлеба на весь день. Конечно, этого было мало, дети сидели всё время голодные. «Сталинградский хлеб» - ржаной муки было мало, и при выпекании хлеба для бойцов Сталинградского фронта широко использовалась ячменная мука. Особенно вкусными с применением ячменной муки получались сорта хлеба, приготовляемые на закваске. Так, ржаной хлеб, в состав которого входило 30% ячменной муки, почти не уступал по качеству чисто ржаному. Тесто с добавлением ячменной муки получалось более плотным и дольше выпекалось. «Ржевский хлеб», картофель варили, очищали, пропускали через мясорубку. Выкладывали массу на доску, посыпанную отрубями, охлаждали. Добавляли отруби, соль, быстро замешивали тесто и помещали его в смазанные жиром формы, которые ставили в духовку. В концлагере узникам давали суррогат, который только назывался хлебом. Его глотали, не прожевывая. Он хрустел на зубах, а мурашки сыпались по телу, один песок. В «хлебе» концлагеря были отруби, опилки, кора желудей и выжимки гнилой брюквы. Резали его не ножом, а веревочкой, чтобы ни одна крошка не падала со стола на пол. А если упадет, то ее все искали и находили. Назывался он «Остен-брот» и был утвержден Имперским министерством продовольственного снабжения в рейхе 21 декабря 1941-го года - «только для русских». Состав его такой: отжимки сахарной свеклы- 40%, отруби- 30%, древесные опилки-20%, целлюлозная мука из листьев или соломы-10%. Санкт-Петербургский музей хлеба обладает уникальной коллекцией из 14000 экспонатов, показывают историю создания хлеба, пути развития хлебопечения. В музее представлен 125 г. ломтик блокадного черного хлеба «с песком и кровью пополам». Представлены карточки на покупку крупы - 50 г. в день. В Цюрихском музее выставлен хлеб, возраст которого 6 тысяч лет. В Нью-Йоркском музее экспонируется калач, выпеченный 3400 лет назад.

Ценность хлеба велика - ежедневная норма потребления хлеба в различных странах составляет 150-500 г. на душу населения. В хлебе содержится от 40 до 45% углеводов, необходимые для жизнедеятельности человека. Кроме того, за счет хлеба на 50-60% удовлетворяется дневная потребность человека в витаминах группы В. Хлеб выращивают из зерна. Хлеб - продукт удивительный. Даже черствый хлеб не теряет своих свойств. Хлеб кормит, поит, лечит, омолаживает, используется в медицине и косметологии, очищает душу. Хлеб появляется благодаря нелегкому труду людей. Очень важно знать цену хлеба и беречь его. Нужно помнить о хлебе войны, сколько подвигов совершали люди во имя хлеба! Состав хлеба в годы Великой Отечественной войны был совсем другой, но люди дорожили каждой крошкой хлеба, ценили и берегли его. Хлеб войны не может оставить равнодушным любого человека, особенно того, кто испытал на себе страшные лишения в период войны - голод, холод, издевательства. Многим волею судьбы пришлось пройти гитлеровские концлагеря. И кто там был, по сей день, помнят тот хлеб, которым кормили заключенных. Дело в том, что гитлеровцы выпекали для русских военнопленных особый хлеб по особому рецепту. Очевидцы тех страшных дней вспоминают, как люди говорили вот бы хлеба поесть досыта. Отношение к хлебу как к чему-то святому и боязнь, что вдруг хлеба не станет, сохранились до сих пор. Помнит, ничего не забыл советский солдат: ни собственную хлебную пайку, промёрзлую, окаменевшую, которую грыз в окопах сорок первого года, ни страшные дни блокадного Ленинграда, который гитлеровцы терзали голодом. Сейчас хлеб можно увидеть везде: на полу, под ногами, хлеб, выброшенный из окна вагона скорого поезда. Хлеб - на свалке... Где только не находят хлеб, отвергнутый сытым невежеством! И заходятся в гневе, боли и жалости сердца людей старшего поколения, переживших голод. А, видя, как небрежно обращаются с хлебом взрослые, дети подчас просто издеваются над хлебом, пиная буханку, как футбольный мяч, а малыш, выйдя на улицу со сладкой булочкой в руке, порой, съев половину, кидает остаток на землю. Нам с вами надо бережно относиться к хлебу, ценить каждую крошечку. Хлеб - всему голова! гласит народная мудрость. Смотришь на нашу жизнь сегодня - и душа замирает: как было, как жили и голодали люди в то военное лихолетье, и как же хорошо, что нас это не коснулось, что мы едим хлеб досыта.

Список литературы:

1. Васюкова А. Т. Современные основы хлебопечения. - М. : Дашков и К, 2009.

2. Мармузова Л. В. Технология хлебопекарного производства. - М. : Академия, 2008.

3. Ауэрман Л.Я. Технология хлебопекарного производства. - М.: Высшая школа, 2005.