Домой / ДОУ / Румыния. Румынская авиация во второй мировой войне Флаги должностных лиц

Румыния. Румынская авиация во второй мировой войне Флаги должностных лиц

Румыния

В начале XX века королевство Румынии было отсталой сельскохозяйственной страной, причем 80% этнических ру­мын в то время проживали за ее пределами. По экономи­ческим причинам принятую в 1899 году кораблестроитель­ную программу (6 броненосцев береговой обороны, 4 боль­ших и 12 малых миноносцев, 8 речных мониторов и 12 реч­ных миноносцев) выполнить не удалось (построено только 4 монитора и 8 речных миноносцев). В 1912 году правитель­ство Румынии утвердило новую программу, предусматрива­вшую строительство 6 легких крейсеров по 3500 т, 12 эсмин­цев по 1500 т и одной ПЛ. Однако до начала Первой миро­вой войны реально успели заказать в Италии только 4 эс­минца. Из них достроили всего два, вошедшие в строй италь­янского флота как «Спарвьеро» и «Ниббио». Переданные Румынии 1.7.1920, они были переименованы в «Марашти» и «Марашешти». Уже в ходе войны румыны заказали во Фран ции 3 подводные лодки типа «О"Бирн», но получить их так и не удалось.

В Первой Балканской войне Румыния оставалась нейтраль­ной, во Второй она выступила против Болгарии, что позво­лило ей расширить свою территорию за счет присоедине­ния Силистрии. С началом Первой мировой войны Румыния поддерживала Антанту, но официально объявила войну Ав­стро-Венгрии и Болгарии только 27.8.1916 и вскоре потер­пела сокрушительное поражение на суше.

Наиболее боеспособным соединением румынского фло­та была Дунайская флотилия, принимавшая активное учас­тие в боях. Корабли, базировавшиеся в черноморских пор­тах, боевого значения не имели. Пользу принесли лишь быв­шие пассажирские пароходы, переданные России и превра­щенные во вспомогательные крейсера («Романия», «Дакия», «Император Траян», «Реджеле Карол I »).

Бронепалубный крейсер «Елизавета» - 1 ед.

1320 т, 73x10,21x3,66 м. ПМ-2, 4700 л.с. = 17 уз., 80/300 т уг. Броня: палуба 87 - 50 мм. Эк. 190 чел. 4-120 мм, 4 - 76 мм, 2 - 37 мм, 4 ТА 356 мм.

Старый крейсер (фактически - мореходная канонерская лодка), построен в 1888 году в Англии фирмой «Армстронг». Первоначально нес 164-мм орудия. В 1916 году разоружен, в 1919-м исключен из списков флота.

Мониторы типа «Ион Братиану» - 4 ед.

«Ион Братиану», «Лазар Катаргиу», «Михаил Когальничену», «Александру Лаховари».

680 т, 63,5x10,3x1,6 м. ПМ - 2, 2 ПК, 1800 л.с.=13 уз. 60 т уг. Броня: борт и башни 75 мм, палуба 75 мм, рубка 50 мм. Эк. 110 чел. 3- 120 мм/35, 2- 120 мм/10, 4 - 47 мм, 2 пул.

Построены по заказу Румынии в Австро-Венгрии (верфь СТТ) в 1907- 1908 годах; собраны из секций в Галаце на Дунае. Активно участвовали в боях в 1916- 1917 годах. Дожили до Второй мировой войны; «Л.Катаргиу» и «М.Когальничену» 24.8.1944 потоплены советской авиацией; «И.Братиану» и «А.Лаховари» в августе 1944 года захвачены Красной Армией и переименованы в «Азов» и «Мариуполь».

Речные миноносцы типа «Капитан Н.Л.Богдан» - 8 ед.

45/51 т, 30,4x3,96x0,8 м. ПМ-2, 2 ПК, 550 л.с. = 18 уз. 7,6 т нефти. Эк. 18 чел. 1 - 47 мм, 1 пул., 2 шест. мины.

«Капитан Николае Лазар Богдан», «Майор Эне Констан­тин», «Капитан Романо Михаил», «Майор Джураску Ди-митре», «Майор Сонту Георге», «Майор Григоре Иоан», «Локотенант Калинеску Димитре», «Капитан Вальтер Марачинену».

Построены по заказу Румынии в Англии на заводе «Темз Айрон Уоркс» в 1906 - 1907 годах. Служили в составе Дунай­ской флотилии. «Капитан В.Марачинену» в 1916 году погиб от подрыва на мине. Остальные дожили до Второй мировой вой­ны; в 1944- 1945 годах три из них даже входили в состав советского ВМФ.

Миноносцы типа «Налука» - 3 ед.

«Налука», «Сборул», «Смеул».

56 т, 36,8x3,45x0,9 м. ПМ - 1, 1 ПК, 540 л.с. = 16 уз. 7 т уг. Эк. 20 чел. 1 - 37 мм, 2 ТА 356 мм.

Построены в 1888 году во Франции, первые два модерни­зированы в 1907 году. В 1916- 1917 годах действовали на Дунае, «Смеул» погиб 16.4.1917 в результате подрыва на мине. Остальные сданы на слом сразу же после окончания Первой мировой войны.

Основной целью внешней политики Румынии являлось возвращение территорий, переданных в 1940 г. Советскому Союзу, Венгрии и Болгарии. Несмотря на напряженность отношений с двумя последними государствами реально Румыния под покровительством Германии могла претендовать только на возвращение земель (Северная Буковина и Бессарабия), занятых СССР. Кроме того, у нее появилась возможность увеличить свою территорию за счет юго-западных регионов Советского Союза ранее не являвшихся румынскими. До 1940 г. румынская военная мысль и практика ведения военного дела ориентировались на французскую военную школу. Однако, после поражения Франции в июне 1940 г. румынские военные начали отдавать предпочтение германской школе. В октября того же года в Румынию прибыла постоянно действующая германская миссия. Ее главной целью стала подготовка румынской армии к войне, при этом наибольшее внимание уделялось борьбе против танков и обучению младшего командного состава. Программа модернизации оказалась успешной лишь отчасти. 7,92-мм винтовка чешского производства заменила старую 6,5-мм системы Манлихер (Mannlicher), а кавалерия получила легкий чешский автомат ZB 30. В то же время в армии оставалось еще много оружия устаревших образцов. Противотанковая артиллерия была слабой, хотя немцы и снабжали румын трофейными 47-мм орудиями. Только горнострелковый корпус получил современные артиллерийские орудия «Шкода». Большинство же полевых орудий состояло на вооружении еще с начала Первой мировой войны, хотя в армии поступили и трофейные французские и польские 75-мм орудия. Большая часть артиллерии все еще была на конной тяге. На 1 сентября 1939 г. румынская армия состояла из 1 гвардейской и 21 пехотной дивизии. В 1940 г. началось интенсивное формирование новых соединений. К 22 июня 1941 г. численность вооруженных сил Румынии была доведена до 703 тыс. человек. Общее руководство военным строительством осуществлял высший совет обороны под председательством премьер-министра. С началом войны этот пост занял лидер (conducător) Иона Виктор Антонеску (Ion Victor Antonescu). Непосредственно вооруженными силами руководило военное министерство (через генеральный штаб). Вооруженные силы Румынии состояли из сухопутных войск, военно-воздушных сил и военно-морского флота, а также корпусов пограничной охраны, жандармерии и строительного корпуса. В состав сухопутных войск входили 3 общевойсковые армии (21 пехотная дивизия и 14 бригад). На их вооружении состояло 3850 орудий, до 4 тыс. минометов, 236 танков. Пехотная дивизия Румынии по штату 1941 г. включала в себя 3 пехотных полка, 1 артиллерийскую бригаду (2 полка), батарею зенитных орудий, роту противотанковых орудий и пулеметов, разведывательный эскадрон, батальон связи, инженерный батальон и подразделения обслуживания. Всего в дивизии было 17 715 человек, она имела 13 833 винтовки, 572 пулемета, 186 орудий и минометов (75-мм полевые орудия, 100-мм гаубицы, 37-мм и 47-мм противотанковые орудия). Полки регулярной армии носили номера с 1-го но 33-й и с 81-го по 96-й, причем полки первой группы по традиции назывались «гренадерами» - «доробантами» (Dorobanti). Некоторые дивизии имели полки «Ванатори» (Vanatori), т.е. стрелковые, которые носили номера с 1-го до 10-й. После Первой мировой войны были сформированы по итальянскому образцу элитные горные части, наподобие «альпийских стрелков». Каждая из таких 4-х бригад имела 1 артиллерийский и 2 стрелковых полка, а также разведывательный эскадрон. Особенно сильной считалась румынская кавалерия. Кроме конной гвардии на лето 1941 г. существовало еще 25 линейных кавалерийских полков. В 1941 г. единственный отдельный танковый полк (существовавший с 1939 г.) был объединен с моторизованным стрелковым полком в бронетанковую бригаду. В основном на вооружении румынской армии в начале войны находились танки Skoda LTvz 35, а для разведки в частях было некоторое количество легких танков CKD. Большинство «Шкод» было потеряно в боях под Сталинградом (некоторое позже переоборудованы под самоходные 76-мм орудия), и их заменили немецкими PzKpfw 38(t) и Т-IV. Военно-воздушные силы Румынии включали 11 аэрофлотилий: истребительных - 3, бомбардировочных - 3, разведывательных - 3, гидросамолетов - 1, аэростатов - 1. Всего в ВВС насчитывалось 1050 самолетов, из них около 700 боевых: истребителей - 301, бомбардировщиков - 122, других – 276. Военно-морские силы Румынии состояли из черноморского флота и дунайской флотилии. Черноморский флот Румынии к началу войны имел 2 вспомогательных крейсера, 4 эскадренных миноносца, 3 миноносца, подводную лодку, 3 канонерские лодки, 3 торпедных катера, 13 тральщиков и минных заградителей. Дунайская речная флотилия включала 7 мониторов, 3 плавучие батареи, 15 бронекатеров, 20 речных катеров и вспомогательных судов. Летом 1941 г. для нападения на Советский Союз Румыния выделила 2 полевые армии (3-ю и 4-ю), насчитывавшие в своем составе 13 пехотных дивизий, 5 пехотных, 1 моторизованную и 3 кавалерийские бригады, около 3 тыс. орудий и минометов, 60 танков. Наступление сухопутных войск должны были обеспечивать 623 боевых самолета. Всего для участия в войне против Советского Союза привлекались войска численностью 360 тыс. человек. Румынская военная униформа. 1-й этап войны против СССР Для ведения войны против Советского Союза румынская армия использовала в основном пехотное оружие собственного производства. В 1941 г. в Румынии было выпущено 2,5 тыс. ручных пулеметов, 4 тыс. автоматов, 2250 60-мм и 81,4-мм минометов, 428 75-мм артиллерийских орудий, 160 47-мм противотанковых пушек, 106 37-мм и 75-мм зенитных орудий, свыше 2,7 млн. мин и снарядов. На румынские войска германским командованием возлагались задачи по обеспечению развертывания 11-й немецкой армии в Румынии и ее наступления на Правобережной Украине. Штабу 11-й армии были переподчинены из состава 3-й румынской армии 4 пехотные дивизии, 3 горнострелковые и 3 кавалерийские бригады. Остальные румынские войска, сведенные в 4-ю армию, были развернуты на крайнем правом крыле советско-германского фронта. Для боевых действий на Черном море Германия, не имея там своих боевых кораблей, использовали военно-морской флот Румынии. В состав 3-й румынской армии входили горнострелковый (1-я, 2-я и 4-я горнострелковые бригады) и кавалерийский (частично моторизованные 5-я, 6-я и 8-я кавалерийские бригады) корпуса. В 4-ю армии входили первые три из подготовленных немецкими инструкторами дивизии (5-я, 6-я и 13-я) и другие отборные формирования (гвардейская дивизия, пограничная и бронетанковая бригады). Во время осады Одессы (5 августа – 16 октября 1941 г.) румынские войска получили значительные подкрепления и в конечном счете стали включать 1-ю, 2-ю, 3-ю, 6-ю, 7-ю, 8-ю, 10-ю, 11-ю, 14-ю, 15-ю, 18-ю и 21-ю пехотные и 35-ю резервную дивизии, 1-ю, 7-ю и 9-ю кавалерийские бригады; кроме того, армиям были приданы отдельные немецкие подразделения. Под Одессой из-за плохой подготовки и нехватки вооружения румынские части понесли тяжелые потери - 22 сентября были разгромлены 2 пехотные дивизии. После того, как с 1 по 16 октября 1941 г. гарнизон Одессы эвакуировался, 4-ю румынскую армию пришлось отправить на переформирование. Воинские подразделения из состава 3-й армии (а также 1-я, 2-я, 10-я и 18-я пехотные дивизии) остались на фронте, хотя и перешли под командование немецких генералов. Горнострелковый корпус воевал в Крыму в составе 11-й немецкой армии, а кавалерийский корпус в составе 1-й танковой армии. Более мелкие подразделения, такие как румынский механизированный полк и отделения лыжников, также действовали в зимнюю кампанию совместно с немецкими частями. 2-й этап войны против СССР Летом 1942 г. произошло наращивание румынских сил на Восточном фронте. Горнострелковый корпус (позднее 18-я пехотная и 1-я горнострелковая дивизии) был привлечен к наступлению на Севастополь. В 1942 г. бригаду переформировали по стандартам вермахта и создали 1-ю бронетанковую дивизию (позднее получившую название «Великая Румыния»). В августе сильный румынский корпус (включавший в себя 18-ю и 19-ю пехотные, 8-ю кавалерийскую и 3-ю горнострелковую дивизии) с боями форсировал Керченский пролив. В это же время 2-ю горнострелковую дивизию, находившуюся на отдыхе с конца 1941 г., перебросили на Северный Кавказ, где она вошла в состав 3-го немецкого танкового корпуса. На фронте вновь появилась 3-я армия генерала Думитреску (5-я, 6-я, 9-я, 13-я, 14-я и 15-я пехотные, 1-я и 7-я кавалерийские, 1-я бронетанковая дивизии) и в октябре заняла участок к северу от Сталинграда. Тем временем Румынский корпус вышел на передовые рубежи на южном фланге. В ноябре 1942 г. его пополнили другими частями, а затем передали 4-й немецкой танковой армии (всего 6 румынских дивизий: 1-ю, 2-ю, 4-ю и 18-ю пехотные, 5-ю и 8-ю кавалерийские). Гитлер предложил, чтобы в 4-ю армию генерала Константинеску перешло большинство частей 4-й немецкой танковой армии, и затем вместе с 3-й румынской и 6-й немецкой армиями образовали новую группу армий «Дон» под командованием маршала Антонеску. 4-я армия выдвинулась вперед и начала развертывание как раз в тот момент, когда советские войска начали операцию по окружению сталинградской группировки. Большинство румынских дивизий были разгромлены, а две (20-я пехотная и 1-я кавалерийская) оказались внутри «Сталинградского котла». Остатки частей собрали в поспешно организованные армейские группы «Гот» (1-я, 2-я, 4-я и 18-я пехотные, 5-я и 8-я кавалерийские дивизии) и «Холлид» (7-я, 9-я, 1 1-я и 14-я пехотные, 7-я кавалерийская и 1-я бронетанковая дивизии), но они понесли такие тяжелые потери, что к февралю 1943 г. их отвели на переформирование. Моральный дух румынских военных значительно упал. Это позволило советскому командованию приступить осенью 1943 г. к созданию из бывших пленных румынских формирований в составе Советской армии. 3-й этап войны против СССР Контрнаступление советских войск привело к тому, что множество румынских дивизий оказалось под угрозой окружения на кубанском плацдарме и в Крыму (10-я и 19-я пехотные, 6-я и 9-я кавалерийские, 1-я, 2-я, 3-я и 4-я горнострелковые дивизии). Немцы стремились убрать их с передовой и в течение всего 1943 г. использовали румын главным образом на защите береговой линии и в борьбе с партизанами. В апреле 1944 г. в Крыму были разбиты считавшиеся «стойкими» 10-я пехотная и 6-я кавалерийская дивизии. Большинство подразделений вывели из боев и вернули в Румынию для переформирования. Отведенные в Румынию войска были использованы для защиты Бессарабии. 4-й этап войны против СССР К маю 1944 г. на фронт отправились 3-я и 4-я армии. Теперь румынам удалось настоять на установлении некого паритета при распределении командных постои в немецко-румынской группировке. На правом фланге в составе армейской группы Думитреску оказались 3-я румынская и 6-я немецкая армия (здесь воевали 2-я, 14-я и 21-я пехотные, 4-я горнострелковая и 1-я кавалерийская румынские дивизии). 4-я румынская армия вместе с 8-й немецкой армией образовала армейскую группу «Веллер» (в ее составе были следующие румынские соединения: гвардейская, 1-я, 3-я, 4-я, 5-я, 6-я, 11-я, 13-я и 20-я пехотные, 5-я кавалерийская и 1-я бронетанковая дивизии). С началом наступления советских войск в августе 1944 г. этот фронт рухнул. Румыния в войне против Германии и Венгрии (1944 – 1945 гг.) Король Михай арестовал Антонеску, и Румыния присоединилась к антигитлеровской коалиции. Ее участие в войне на стороне Германии закончилось. В то же время некоторое количество убежденных румынских фашистов добровольно вступили в состав войск СС. После некоторого колебания советское командование решило использовать румынские формирования на фронте. 1-я армия (созданная на базе выведенных из Крыма дивизий и учебных частей) и новая 4-я армия (почти полностью составленная из учебных частей) вновь начали боевые действия в Трансильвании. В боевых действиях против немецко-венгерских войск активно проявили себя румынские ВВС. Всего Румыния потеряла 350 тыс. человек в боях с советскими войсками, а в конце войны еще 170 тысяч в боях с немецкими и венгерскими войсками.

Во второй половине 1944 г. существенно возросло значение Черноморского театра военных действий в дальнейшем ходе Великой Отечественной войны. В это время здесь достигли крупных масштабов перевозки воинских и народнохозяйственных грузов. Опираясь на освобожденные морские и воздушные базы Крыма и Южной Украины, Черноморский флот, которым командовал адмирал Ф. С. Октябрьский, упрочил свое господство на море, получил возможность наносить удары по любому пункту базирования кораблей противника на театре, нарушать его коммуникации у побережья Румынии и Болгарии, срывать попытки врага маневрировать через Босфор и Дарданеллы силами, находившимися на Черном и Средиземном морях.

Моряки-черноморцы успешно справились с задачей активного содействия войскам 3-го Украинского фронта в разгроме противника в Румынии и в освобождении Болгарии.

Румынский морской штаб, оценивая обстановку на Черноморском театре, сложившуюся к 1 июня, в специальном докладе подчеркивал полное превосходство советской авиации и Черноморского флота {544} . Поэтому перед немецким и румынским флотами на этом театре ставились в основном оборонительные задачи.

В предшествующий период войны гитлеровское командование перебросило в Черное море из Северного и Балтийского морей по внутренним водным путям 428 боевых кораблей и вспомогательных судов (в том числе 6 малых подводных лодок, 16 торпедных катеров, 50 десантных судов). Кроме того, десятки кораблей и судов перешли из Средиземного моря через Дарданеллы и Босфор. Всего немецко-фашистское командование направило на этот морской театр свыше 500 боевых кораблей (включая катера) и вспомогательных судов {545} . В ходе войны эти силы понесли большие потери. И все же немецкий и румынский флоты к лету 1944 г. располагали здесь еще значительными силами. В их состав входили вспомогательный крейсер, 4 эсминца, 3 миноносца, 14 подводных лодок, 23 торпедных катера и более 160 кораблей других классов {546} . Основная задача этих сил состояла в защите коммуникаций у румынского и болгарского побережья. Привлекавшиеся к борьбе на морском театре авиационные части 4-го немецкого воздушного флота вели разведку в северо-западной части Черного моря, прикрывали корабли в базах, эпизодически наносили удары по Одессе, Очакову, Николаеву. Немецко-фашистское командование предпринимало также попытки нарушить советское судоходство. Так, в июне - августе действовавшие на коммуникациях у Кавказского побережья три подводные лодки потопили тральщик, небольшой транспорт, баржу и мотобот {547} .

Силы Черноморского флота и входившей в его состав Дунайской военной флотилии составляли 1 линкор, 4 крейсера, 6 эсминцев, 30 подводных лодок, 440 кораблей других классов и 691 боевой самолет {548} . Задачи флота на лето 1944 г. были определены директивой Ставки Верховного Главнокомандования от 11 апреля 1944 г. Он должен был содействовать наступлению советских войск на приморском направлении, систематически нарушать морские коммуникации противника, надежно обеспечивать безопасность своих морских сообщений, тщательно готовить крупные надводные корабли к участию в предстоящих операциях. Для нарушения вражеских коммуникаций рекомендовалось привлекать подводные лодки, авиацию

Черноморский флот имел полное превосходство над противником в крупных кораблях и в самолетах. Однако к этому времени многие корабли нуждались в ремонте.

Летом немецкие и румынские суда выходили из баз редко, обычно следовали вблизи побережья по специальным фарватерам, прикрытым минными заграждениями и береговыми батареями. Поэтому подводные лодки Черноморского флота, действовавшие здесь в июле - августе, потопили лишь 6 судов. Не дали большого результата выходы торпедных катеров на поиск судов противника у румынского побережья.

Основной урон немецкие и румынские военно-морские силы понесли от действий авиации флота, особенно в период Ясско-Кишиневской операции. К нанесению ударов по вражеским базам во время операции привлекалось до 325 самолетов. Массированный удар авиация нанесла 20 августа по главной военно-морской базе противника Констанца, где находилось до 150 боевых кораблей и вспомогательных судов. Для отвлечения сил ПВО от этого направления штурмовая авиация с утра 19 августа предприняла ряд налетов на Сулину, где базировалось около 50 кораблей и малых судов.

На другой день атакам 90 бомбардировщиков под прикрытием 112 истребителей подверглись корабли и другие объекты в Констанце {549} .

С 19 по 25 августа авиация флота для нанесения ударов по Констанце совершила 347 самолето-вылетов и по Сулине - 340. В результате было потоплено 57 боевых кораблей (включая катера) и транспортных судов и повреждено 28 {550} . Уцелевшие корабли противника вынуждены были 25 - 26 августа уйти из Констанцы в болгарские порты. Сознавая безвыходность положения, гитлеровцы в конце августа - начале сентября затопили в бухте Варны 80 своих кораблей и транспортных судов {551} , а у побережья Турции - 3 последние подводные лодки {552} . Так закончил свое существование на Черном море немецкий флот.

Такая же участь постигла немецкие силы на Дунае. В конце августа в реку прорвалась Дунайская военная флотилия под командованием контрадмирала С. Г. Горшкова. В начале сентября здесь, у Прахова, скопилось около 200 немецких малых кораблей и вспомогательных судов {553} . К этому времени войска 2-го Украинского фронта вышли к Дунаю в районе Железных Ворот. Поэтому гитлеровское командование вынуждено было затопить и корабли, находившиеся у Прахова.

Наряду с защитой морских коммуникаций Черноморский флот сам осуществлял крупные перевозки. В 1944 г. им было перевезено около 320 тыс. воинов, 2187 орудий и минометов, 209 танков и бронемашин, 21 634 автомобиля и прицепа и много других воинских грузов, общий вес которых составлял свыше 617 тыс. тонн. Кроме того, флот обеспечил перевозку более 180 тыс. тонн народнохозяйственных грузов и 137 494 человек гражданского населения {554} .

Таким образом, в рассматриваемый период от ударов советского Военно-Морского Флота гитлеровцы потеряли на Севере, Балтике и Черном море 376 боевых кораблей и транспортных судов. Под воздействием успешных операций Вооруженных Сил СССР немецко-фашистское командование было вынуждено уничтожить около 280 своих боевых кораблей и судов на Черном море и Дунае. Советские флоты потеряли 75 боевых кораблей и транспортных судов.

Успехи Военно-Морского Флота были обусловлены прежде всего разгромом Советской Армией группировок немецко-фашистских войск на Севере, в Прибалтике и на юге, выводом из войны Финляндии и Румынии.

Военно-Морской Флот успешно решал задачи по защите своих коммуникаций. К обеспечению бесперебойного судоходства привлекались значительные его силы. Это позволяло пароходствам выполнять большой объем перевозок. В 1944 г. Балтийское, Черноморское и Дунайское пароходства лишь по заданиям Наркомата обороны и других центральных органов, а также по оперативным планам Наркомата Морского флота перевезли около 1,2 млн. тонн грузов, свыше 300 тыс. человек военнослужащих и гражданского населения {555} .

Всего советские действующие флоты обеспечили перевозку морем свыше 1,3 млн. человек, более 1100 танков и бронемашин, свыше 6700 орудий и минометов, около 34 тыс. автомашин, тракторов, тягачей и прицепов. Общий объем воинских и народнохозяйственных грузов составил более 2 млн. тонн.

Флот надежно обеспечивал безопасность союзных конвоев в своей операционной зоне на Севере, а также крупных перевозок из Швеции на Балтике.

Во второй половине 1944 г. авиация флотов - их главная ударная сила, как и в предшествующий период, использовалась преимущественно в борьбе на море. Она прикрывала свои корабли и военно-морские базы, наносила удары по кораблям и приморским объектам противника, осуществляла постановку минных заграждений, вела разведку. Использование морской авиации на сухопутном фронте практиковалось в исключительных случаях и только с разрешения Ставки.

Успешное выполнение Военно-Морским Флотом своих задач в 1944 г. показало прежде всего возросший уровень советского военно-морского искусства, явилось результатом огромных усилий командования ВМФ и Главного морского штаба {556} , военных советов и штабов флотов, командиров и политорганов, всех военных моряков.

Большую роль в достижении советскими моряками успехов в борьбе на коммуникациях сыграли согласованные действия разнородных сил флота, эффективное использование нового оружия и технических средств (электроторпед, радиолокации, выдвижных перископных антенн и других).

Одним из решающих условий успехов советского Военно-Морского Флота явилась боевая и целеустремленная партийно-политическая работа. Она проводилась на основе решений ЦК ВКП(б) и директив Главного политического управления ВМФ, которое возглавлял генерал-полковник береговой службы И.. В. Рогов. При ее организации учитывался ряд новых задач, обусловленных, в частности, переводом кораблей и частей в базы на освобожденной советской территории, а также в порты Румынии, Финляндии и Болгарии, поступлением значительной части пополнения из районов, население которых длительное время находилось в условиях оккупации и подвергалось воздействию фашистской и буржуазно-националистической пропаганды.

Военные советы, командиры и политорганы, партийные и комсомольские организации большое внимание уделяли разъяснению личному составу освободительной миссии Советской Армии и Военно-Морского Флота, их интернационального долга, разоблачению лжи буржуазно-националистической пропаганды и налаживанию правильных взаимоотношений с населением освобожденных стран, воспитанию воинов в духе высокой бдительности. Они настойчиво добивались дальнейшего укрепления дисциплины и повышения боевой готовности, авангардной роли коммунистов и комсомольцев в выполнении боевых заданий командования, пополнения партийных и комсомольских рядов за счет отличившихся в боях воинов. В июне - декабре 1944 г. на действующих флотах и флотилиях было принято в партию 10 878 человек и кандидатами в члены ВКП(б) - 9573 человека {557} . Особая забота проявлялась о тех кораблях, которые длительное время действовали в отрыве от своих баз. Туда направлялись наиболее опытные политработники и коммунисты, способные организовать партийно-политическую работу в сложной обстановке.

Главным результатом этой большой разносторонней работы явились массовый героизм и высокое боевое мастерство военных моряков, замечательные морально-боевые качества, проявленные ими в борьбе с врагом.

За образцовое выполнение боевых заданий командования в июле - декабре 1944 г. 34 части, соединения и учреждения Военно-Морского Флота были награждены орденами Советского Союза {558} . 107 офицеров, старшин и краснофлотцев удостоились высокого звания Героя Советского Союза. Второй медалью “Золотая Звезда” были награждены командиры авиаполков Краснознаменного Балтийского флота подполковники А. Е. Мазуренко, В. И. Раков, Н. В. Челноков, а также командир отряда торпедных катеров Северного флота капитан-лейтенант А. О. Шабалин

Командиры Действующий командир Контр-адмирал Дорин Дэнилэ
рум. Contraamiral Dorin Dănilă Известные командиры Хория Мачеллариу

Флаг ВМС Румынии

Боевое знамя ВМС Румынии

История

До Первой мировой войны

22 октября 1860 года речные силы двух провинций - Молдавии и Валахии были объединены и названы «Корпус флотилии». Первым командиром флотилии назначен полковник Николае Стериаде, а первой базой и штаб-квартирой был Измаил . Флаг флотилии включал традиционные цвета и символы флагов Молдавии и Валахии, а в 1861 году введена новая темно-синяя униформа. Также был утвержден новый флаг - горизонтальные полосы национальных цветов с гербом и надписью «Честь и отечество». В 1865 году во флотилии, базировавшейся в Брэиле , было 15 офицеров, 2 врача, 8 барабанщиков, 4 унтер-офицера, 23 гражданских служащих и 360 старшин и рядовых; корабельный состав - колёсный пароход «Румыния» и восемь речных канонерских лодок (канлодок), к которым в 1867 году добавили построенный в Линце второй пароход «Штефан чел Маре».

В Первой мировой войне

Во Второй мировой войне

К 1941 году Военно-морские силы Румынии состояли из морской и дунайской дивизий. Морская дивизия Румынии к началу войны имела 2 вспомогательных крейсера , 4 эскадренных миноносца, 3 миноносца, подводную лодку, 3 канонерские лодки, 3 торпедных катера , 13 тральщиков и несколько минных заградителей . Дунайская дивизия имела 7 мониторов, 3 плавучие батареи , 2 броне и 4 сторожевых катера , группу батарей и 3 батальона морской пехоты . В подчинении командования румынских ВМС была двухэскадрильная флотилия гидросамолётов (38 гидросамолетов) и одна эскадрилья истребителей ПВО военно-морской базы Констанца . Немецкая гидроавиация на Чёрном море к началу войны с 8-й спасательной эскадрильей (6 Не 59), самолеты которой привлекали и к ближней разведке и поиску подводных лодок. В начале ноября 41-го с Балтийского моря на Чёрное перебросили штаб и две эскадрильи 125-й морской разведывательной авиагруппы (около 20 Ar196 , BV138 , Ar95A-1). Как ударную авиацию над морем использовали эскадры бомбардировщиков немецкого 4-го воздушного флота. В 4-м немецком авиакорпусе, поддерживавшим 11-ю армию, соединения в Донбассе и одновременно действовавшего против Черноморского флота в 1941 году, было от 300 (во время боев на Перекопе) до 100 (во время 2-го штурма Севастополя) боевых самолетов, в том числе 200-60 бомбардировщиков . Они были постоянно заняты поддержкой сухопутных войск и потому, как правило, наносили удары по морским целям, только если те находились в прибрежной полосе. Исключение - авиагруппа II/KG4 , специально назначенная для минных постановок на Чёрном море. Но в начале июля 41-го она была переброшена во Францию. Лишь во 2-й половине августа немецкое командование выделило для действий на театре два специальных ударных части – торпедоносные эскадрильи 1/KG 28 (действовала на Чёрном море до конца ноября 1941 года) и 6/KG 26 .

Румынские торпедные катера в августе-октябре 1941-го сделали шесть выходов парами к Одессе и сделали одну торпедную атаку по дозорному кораблю, эта атака даже не зафиксирована советской стороной. В целом ситуация на советских коммуникациях на Чёрном море в кампании 1941 года: слабоохраняемые суда использовались интенсивно и в основном справились с задачами. Малочисленные силы противника действовали на коммуникациях эпизодически, а румынские ВМС и неэффективно и не могли серьезно повлиять на перевозки. .

Опасаясь потерь транспортов от ВВС ЧФ, командование румын до начала войны сосредоточило подавляющее большинство судов в портах нейтральной Болгарии. В результате на момент начала войны в Варне 14, а в Бургасе – пять судов тоннажем более 500 брт. В Констанце были лишь два крупных судна, одно перестраивали в минный заградитель, другое – в корабль-ловушку . .

Организация

Пункты базирования

Боевой состав

Военно-морской флот

Тип Борт. № Наименование В составе флота Состояние Примечания
Подводные лодки
подводная лодка проекта 877Э 581 «Дэльфи́нул » с 19 сентября 1986 года на хранении с 1996 года бывший Б-801
Фрегаты
Фрегат типа 22 F 221 «Редже́ле Фердина́нд » с 9 сентября 2004 года В строю бывший HMS Coventry (F98)
Фрегат типа 22 F 222 «Реджи́на Ма́рия» с 21 апреля 2005 года В строю бывший HMS London (F95)
111 «Мэрэшешти» с 3 июня 1985 года В строю
281 «Констанца» нет данных В строю
Корветы
Корвет проекта 1048 (по коду НАТО Tetal I [Тетал]) 260 «Amiral Petre Bărbuneanu» 1983 В строю
Корвет проекта 1048 (по коду НАТО Tetal I [Тетал]) 263 «Viceamiral Eugen Roşca» 1987 В строю
264 «Contraamiral Eustaţiu Sebastian» 1989 В строю
Корвет проекта 1048М (по коду НАТО Tetal II [Тетал-2]) 265 «Contraamiral Horia Măcelaru » 1996 В строю
Ракетные катера
Ракетный катер проекта 1241 188 «Zborul» с 28 декабря 1989 года В строю
Ракетный катер проекта 1241 189 «Pescăruşul» с 3 июня 1989 года В строю
Ракетный катер проекта 1241 190 «Lăstunul» с 27 декабря 1991 года В строю
Ракетный катер проекта 205 202 «Smeul» с 3 декабря 1964 года В строю
Ракетный катер проекта 205 204 «Vijelia» с 27 декабря 1964 года В строю
Ракетный катер проекта 205 209 «Vulcanul» с 4 ноября 1964 года В строю
Минные корабли
Морской тральщик 24 «Locotenent Remus Lepri» с 1 июля 1986 года В строю
Морской тральщик 25 «Locotenent Lupu Dinescu» 3 июня 1989 года В строю
Морской тральщик 29 «Locotenent Dimitrie Nicolescu» 3 июня 1989 года В строю
Морской тральщик 30 «Slt. Alexandru Axente» 10 декабря 1989 года В строю
Минный заградитель 274 «Viceamiral Constantin Bălescu» 16 ноября 1981 года В строю
Вспомогательные корабли
Учебные корабли
Барк «Mircea » с 17 мая 1938 года В строю

Флаги кораблей и судов

Знаки различия

Адмиралы и офицеры

Категории Адмиралы Старшие офицеры Младшие офицеры
Погон
Нарукавный знак

В середине 20-х годов XX века Румыния задумала осуществить грандиозный проект: построить 20 подводных лодок и несколько видов военных кораблей, чтобы полностью перевооружить свой военно-морской флот. Была разработана и принята специальная программа. Выделены значительные средства, на которые румыны переоснастили значительную часть флота, построили новую базу в Мангалии. Но вместо 20 подводных лодок на итальянской верфи была изготовлена одна лодка. Ее отдали румынам с большим скандалом только через пять лет, когда они заплатили по счетам.


Сегодня рано утром вместо формы офицера-командира румынского корабля он надел обычный гражданский костюм. Предстояло ехать в Англию и, по неофициальной инструкции, полученной от своего вышестоящего руководства, нельзя было привлекать к себе повышенное внимание при пересечении границы. Также в целях предосторожности офицерам запрещалось говорить своим родным и близким, в какую страну они направляются: румынскому правительству не хотелось, чтобы поползли слухи о явной причастности англичан к обучению отечественных моряков.

А нападок на румынский военный флот было предостаточно. Особенно в середине 20-х годов XX века.

Румынская печать относилась к своему флоту крайне пренебрежительно: практически все суда были получены Румынией в качестве "отступного" при разделе австро-германского военного имущества, которое радостно делили победители после завершения империалистической войны. В газетах появлялись публикации о том, что суда, построенные на австро-германских верфях не отвечают современным требованиям - необходимо создавать свой, национальный флот. Конечно же, журналисты высказывали на страницах газет мнение некоторых министров, заинтересованных не только в возрождении морского флота, но и в получении крупных военных ассигнований со стороны государства. Потому, что по пути "следования" государственных денег можно было немалую их долю положить к себе в карман, прикрывшись мощной агитационной завесой. И для этих целей все средства были хороши. Газеты в том числе.

Однако в прессе нужно было освещать как отрицательные, так и положительные стороны. Сентябрьские военно-морские маневры на Дунае, состоявшиеся в 1924 году, получили самые лестные отзывы. Журналисты, побывавшие на месте учений, написали немало хвалебных статей о том, что возрождающийся флот блестяще выполнил задачу по охране дунайских протоков.

Впрочем, до настоящего блеска было еще далеко.

Поэтому румыны обратились за помощью к английским коллегам, которые, в свою очередь, были заинтересованы в расширении своего присутствия на Черном море и постоянно искали союзников. В Румынию зачастил с неофициальными визитами первый морской лорд, начальник английского морского военного штаба Дэвид Битти. Адмирала Дэвид Битти называли лучшим английским флагманом первой мировой войны. Он практически единовластно решал основные вопросы морской политики. В 1924 году Битти обследовал черноморские порты, выбирая базы для нападения на СССР" (К.А. Залесский. Кто был кто в первой мировой войне. Биографический энциклопедический словарь. Москва, 2003).

Согласно достигнутым договоренностям, румынские военно-морские подразделения начали обучаться на основе планов, разработанных английскими офицерами. Учебный процесс осложнялся тем фактом, что в течение четырех лет на флот призывали румын, болгар, венгр, молдаван. И весь этот разношерстный состав надо было обучить премудростям морского военного дела. Численность личного состава румынского военно-морского флота достигало порядка 6,5 тысяч человек. Предположительно, большую часть их них нужно было подвергнуть достаточно жесткой английской муштре. Англичане надеялись, что специально разработанные для этих целей планы помогут иметь добиться хорошего результата от необразованных, как они считали, румын.

Обучение проходило строго по плану.

Но для специальной переподготовки большинство румынских офицеров посылали за границу.

Англичане обучали и юных моряков. Судно "Мирчеа" с румынскими юнгами ежегодно уходило в заграничное плавание по Черному морю.

Первые судостроительные государственные программы

Румыния в конце 20-х годов приняла две судостроительные программы. Первая программа была рассчитана на четыре года. И предусматривала постройку двух эскадренных торпедоносцев, одного крейсера, двух подводных лодок и четырех моторных катеров (истребителей). Также планировалось осуществить полное перевооружение двух эскадренных торпедоносцев "Мырешти" и "Мырешешти".

Кроме того, планировалось построить новую военно-морскую базу.

Согласно второй государственной программе, в течение 10 лет планировалось построить три крейсера, 16 эскадренных торпедоносцев и 18 подводных лодок.

Таким образом, в течение 14 лет, согласно программам, запланировано было построить 4 крейсера, 18 эскадренных торпедоносцев, 20 подводных лодок и 4 моторных катера-истребителя.

К осуществлению своих государственных программ Румыния реально приступила в 1926 году. Румынский совет министров в середине 1926 года принял постановление, согласно которому на новое судостроение было выделено 850 миллионов лей (около 105 миллионов итальянских лир).

Заказ на строительство получили разные страны.

Итальянская фирма "Паттисон" в Неаполе приступила к строительству двух эскадренных торпедоносцев. Строительство двух подводных лодок было заказано в Англии. Румынские газеты сообщали, что судостроительные верфи в итальянском городе Триесте получили заказ на постройку подводной лодки и плавучей базы для подводных лодок: румыны вели переговоры на строительстве еще нескольких лодок в Италии.

Одновременно с разработкой судостроительной программы, при несомненном участии англичан был разработан план создания базы вблизи города Мангалия (находится в 22 км от военно-морской базы Констанца). До этого военные корабли шли на базу вблизи города Констанца. Но город был открыт с моря и являлся крупным торговым портом. Все это сложно сочеталось с военными судами. Поэтому англичане порекомендовали строить новую базу в другом месте. По завершении стройки в Мангалии, румынский морской флот получил хорошо оборудованные и удобные стоянки для своих судов.

Надо признать, что две свои госпрограммы по строительству военного флота Румыния полностью не смогла выполнить. Например, планы по строительству подводных лодок с треском провалились: к середине 1941 года у Румынии на вооружении была только одна лодка «Delfinul», которую изготовили на итальянских верфях в 1929 году. Англичане румынский заказ не выполнили потому, что не получили из румынской казны те самые миллионы лей, что планировалось направить на создание нового флота. Куда пропали миллионы лей, остается загадкой до сих пор. Но, зная несложную схему обогащения военных чиновников, можно с уверенностью утверждать, что деньги были разворованы, как, впрочем, это обычно бывает.

Что было и что стало

Эскадренные торпедоносцы "Мырешти" и "Мырешешти" после окончания империалистической войны были куплены румынами у Италии. Они достигали значительной скорости хода - 38 узлов. Водоизмещение каждого из них, при полной нагрузке, равнялось 1,723 т. Они могли пройти без заправки 380 миль при скорости хода 35 узлов и 1 700 миль при 15 узлах. На каждом из торпедоносцев было установлено следующее: три 150 мм (40 калибров) зенитных орудия, четыре 76 мм зенитных орудия, а также четыре 45 см. торпедных аппарата. По государственной программе на торпедоносцах поставили по пять 120 мм артиллерийских орудий и торпедные аппараты в 533 мм.

Торпедоносцы типа "Вифор" ("Вифор", "Вартей", "Вижеле", "Сборул", "Налука" и "Змеул") постройки 1913-1915 годов, бывшие австрийские. У них было небольшое водоизмещение - 262 тонны. Они были оснащены 70 мм зенитными орудиями и тремя 45 см. торпедными аппаратами. Однако, на самом деле действительная скорость судов была значительно меньше заявленной и не превышала 21-22 узлов. Это значительно понижало боеспособность. Несмотря на этот факт, большая часть торпедоносцев отправлялась на боевые задания. Причем некоторые из них - "Сборул", "Налука", "Змеул" - использовались в качестве сторожевиков еще и во время второй мировой войны.

В 1920 году Румыния закупила четыре французских мореходных канонерских лодки "Локотенент Лепри Ремус", "Лок. командир Стихи" («Locotenent-commandor Stihi Eugen»), "Сублокотенент Гикулеску", "Капитан Думитреску", относящиеся к классу "авизо": их водоизмещение - 355 тонн (по другим данным - 430 тонн) , скорость хода -15 узлов, двигатели - два дизеля, вооружение - 102 мм орудия. Их тоже использовала, что называется "до потери пульса". Причем румынское командование было прекрасно осведомлено, что "эти канонерки были явно слабее не только советских сторожевиков типа «Ураган», но и тральщиков типа «Трал»" (А.В.Платонов «Черноморский флот в Великой Отечественной войне"). Тем не менее, все имеющиеся канонерки отправляли в боевое плавание и во время второй мировой войны. Справедливости ради стоит отметить, что "уже в ходе войны их вооружение заменили на 88-мм орудие, 37-мм и 20-мм зенитные автоматы" .

Морская авиация была невелика: существовала разведочная группа из шести самолетов, базирующихся в Мангалии, а также гидросамолеты типа "Савойа".

Также в состав военно-речных сил Румынии входили речные мониторы, торпедоносцы типа "Богдан", три речных канонерских лодки и несколько вспомогательных судов (вооруженные пароходы, катера, баржи, плавучие батареи).

Румынские речные мониторы стали советскими

"Несмотря на свой почтенный возраст (мониторы были построены на Австро-Венгерских верфях), они явно превосходили по огневой мощи корабли советской Дунайской флотилии" (А.В. Платонов «Черноморский флот в Великой Отечественной войне").

Самыми мощными из них были "Бассарабия" и "Буковина": водоизмещение - 540-580 тонн; ход - 12-13 узлов, два 120 мм орудия, три 120 мм гаубицы, два 70 мм зенитных орудия, от 6 до 12 пулеметов. Экипаж состоял от 86 до 106 человек.

Четыре других монитора - "Ион К.Братиану", "Михаил Когельничеану", "Александру Лаховари", и "Ласкар Катаргиу" имели водоизмещение 680 тонн, ход - 13 узлов, две 120 мм гаубицы, две 47 мм зенитки, два пулемета. Экипаж - сто человек.

Еще один монитор "Ардеал" - 440 т водоизмещением, ход 13 узлов - был оснащен 120 мм орудиями, двумя 120 мм гаубицами, одной 75 мм зениткой и тремя пулеметами.

Мониторы имели мощные бронированные корпуса: у некоторых мониторов поясная броня доходила до 75 мм толщины.
Ближе ко второй мировой войне мониторы получили новые виды вооружения. Но изначально все мониторы были оснащены именно таким вышеперечисленным .

Любопытно, что у румынских мониторов сложилась счастливая военная судьба: все они сохранились. Правда, экипажи стали русскими. После капитуляции Румынии "с 10 ноября 1944 года трофейные речные мониторы вошли в состав Дунайской военной флотилии под наименованиями: «Азов» («Ион К. Братиану»), «Мариуполь» («Александр Лаховари»), «Бердянск» («Ардеал»), «Измаил» («Буковина») и «Керчь» («Бессарабия»)" (И.И.Черников, "Энциклопедия мониторов. Защитники речных границ России. Дунайская военная речная флотилия Советского Союза").

"Ветер... возвращающийся на то место, с которого он начинал дуть"

Сегодня две военно-морские базы - Мангалия и Констанца основными пунктами базирования румынского флота. Но флот снова признают устаревшим. "Состав ВМС: 1 подлодка, 4 фрегата, 4 корвета, 6 ракетных катеров, 5 минных кораблей, 5 артиллерийских катеров на Дунае. Батальон морской пехоты и 1 дивизия береговой обороны. Состояние, как у Болгарии, вооружение старьё, надежда только на помощь НАТО. (Александр Самсонов, " ", "Военное обозрение").

Что ж, всё вернулось на круги своя. В энциклопедии это выражение "означает "возвращение чего-либо или кого-либо возвращение на обычное место, в исходное положение. В этом фразеологическом выражении (восходящем к Библии)… имеется в виду ветер, дующий сначала на юг, потом на север и затем вновь возвращающийся на то место, с которого он начинал дуть".

На первом фото: Румынский монитор "Ардеал", который стал советским и получил новое название "Бердянск".

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter