Домой / Документы ДОУ / Плохой учитель преподносит истину. Эссе моя педагогическая философия Вовек не позабудется

Плохой учитель преподносит истину. Эссе моя педагогическая философия Вовек не позабудется

Наталья Павлова
Эссе «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Московский педагогический государственный университет» (МПГУ)

Факультет дошкольной педагогики и психологии

Выполнила : Павлова Наталья Сергеевна

Профиль : «Дополнительное образование (раннее творческое развитие) »

Форма обучения : очно-заочная

Группа :105

Учебный год : 2015-2016, семестр 2

«Плохой учитель преподносит истину , хороший учит её находить » - так говорил Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег – немецкий педагог, общественный деятель, политик. С его именем связывают создание основ развивающего обучения. Хорошим , по мнению Дистервега, можно считать только такое обучение, которое стимулирует задатки и самодеятельность человека, развивает его умственно, нравственно, физически. Соблюдение этого принципа обеспечивает развивающий характер обучения. Самодеятельность Дистервег понимал как активность, инициативу и считал ее важнейшей чертой личности. В развитии детской самодеятельности он видел и конечную цель, и непременное условие всякого образования, определял ценность отдельных учебных предметов исходя из того, насколько они стимулируют умственную активность учащихся.

Дистервег полагал, что человек обладает врождёнными задатками, которым свойственно стремление к развитию. Задача воспитания - возбудить задатки, чтобы они могли самодеятельно развиваться. Он полагал, что школьное обучение должно опираться на естественные силы, заключенные в ребенке. Каждый человек от рождения обладает суммой определенных способностей, которые при правильно организованном воспитании развиваются, а при неумелом - могут заглохнуть. Чтобы способности ребенка не заглохли, учитель должен постоянно заботиться об их развитии, предоставляя детям возможность применять свои силы, знания и умения на практике.

Я полностью согласна с мудрым высказыванием великого педагога и восхищаюсь его идеями. На мой взгляд, истина не передается от учителя , наставника, а постигается в процессе самостоятельного поиска ответов на сложные вопросы. Я думаю, что обучение должно происходить в общении, во взаимодействии педагога и учеников. Главная задача учителя - не давать ответ на вопрос, а направлять ученика на путь самостоятельных поисков ответов. А вот задача ученика - использовать этот тактический шаг таким образом, чтобы самому прийти к истине . То есть цель любого преподавателя - организовать таким образом обучающий процесс, чтобы дать ученику возможность и мотив самостоятельной исследовательской работы. Задача, которую ставит перед собой хороший учитель - указать направление, а хороший ученик самостоятельно пройдёт свой путь, раскрывая свой внутренний потенциал.

Публикации по теме:

«Моя педагогическая философия» (Эссе на конкурс «Учитель года») «Моя педагогическая философия» «…Физическое воспитание – это то, что обеспечивает здоровье и доставляет радость» Крэттен Когда я думаю.

Эссе «Учитель-логопед - это звучит гордо!» И для меня это действительно так. Еще будучи ребенком, учась в школе я мечтала стать ведущим или актером, и конечно, в каждой из этих профессий.

Эссе «Я – учитель» Рано или поздно перед каждым человеком встает вопрос: Кем быть? Вспоминаю сочинение в 3-м классе на тему «Кем я хочу.

Эссе «Я - учитель-логопед» В детстве я воспитывала и учила кукол, мечтала стать учителем и быть детям не только педагогом, но и наставником и другом. Часто я играла.

Эссе «Я учитель начальных классов» Эссе - Я учитель начальных классовПроводя анализ учебно- методических комплексов для начальной школы я пришла к выводу, что мне ближе всего.

Эссе «Моя профессия -учитель-логопед» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 «Алёнушка» ЭССЕ «Моя профессия – учитель-логопед!» Учитель-логопед.

Эссе «Моя профессия - учитель-логопед» Эссе «Моя профессия – учитель-логопед» Современный логопед – это прежде всего педагог, который, работая с детьми, делает вклад в их завтрашний.

Краткое описание

« Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить»- говорил великий Дистервег. Считаю, что он был прав. Справедлива мудрость, которая, как мне кажется, отвечает на вопросы, которые ставит перед собой хороший учитель. Мудрость гласит: « Скажи мне, и я забуду. Покажи мне и, возможно, я не запомню. Задействуй меня, и я пойму.» Уверена, что профессия учитель одна из самых нужных, самых сложных и ответственных. Ведь настоящий учитель- это тот человек, который не только учит определённому уроку, а он и тонкий психолог, который помогает нам познать мир посредством своего предмета и стать сильной личностью. Но не каждый учитель хорош! Педагог, по моему мнению, должен научить учеников находить истину во всём, а не давать ее, как говориться, в готовом виде.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить…

Морева Екатерина, студентка 1-го курса, группы №420813

« Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить»- говорил великий Дистервег. Считаю, что он был прав. Справедлива мудрость, которая, как мне кажется, отвечает на вопросы, которые ставит перед собой хороший учитель. Мудрость гласит: « Скажи мне, и я забуду. Покажи мне и, возможно, я не запомню. Задействуй меня, и я пойму.» Уверена, что профессия учитель одна из самых нужных, самых сложных и ответственных. Ведь настоящий учитель- это тот человек, который не только учит определённому уроку, а он и тонкий психолог, который помогает нам познать мир посредством своего предмета и стать сильной личностью. Но не каждый учитель хорош! Педагог, по моему мнению, должен научить учеников находить истину во всём, а не давать ее, как говориться, в готовом виде. Плох тот учитель, который лишь укажет, что так, мол, и так, и не объяснит почему? А хороший учитель поведёт ученика по истории вопроса, познакомит с разными точками зрения, мнениями, а потом спросит школяра, как он думает, как считает, какие умозаключения имеет! И если что, то немножко, не обидев, «подскажет, подтолкнёт» к правильному решению, да так искусно, что ученик и не заметит его участия. Так ученик обретает бесценный опыт в процессе выполнения своих задач и проблем. Чем богаче жизненный опыт, тем точнее истина.

Ведь истина – это не есть значение, полученное от учителя, наставника. Это мудрость, обретённая в процессе поиска ответов на сложные вопросы. Я думаю, что обучение должно происходить в общении, во взаимодействии, через разговоры, дела, работу. Главная задача учителя - не давать ответ на вопрос, главное - направить ученика на путь самостоятельных поисков ответов.. В труде, в деле возникает истинное значение, так как от разговоров человек всегда переходит к делу. Так в сознании возникает уверенность в своих знаниях. Задача, которую ставит перед собой хороший учитель - указать направление, а хороший ученик самостоятельно пройдёт свой путь. Знаете, уважаемые. Слово «школа» в переводе с латинского означает «лестница», по ступенькам которой восходим мы, ученики. А строить эту лесенку для каждого свою, кому-то пологую, для кого-то покруче, нам помогают хорошие учителя, которые учат находить Истину! А как считаете вы?

Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить. А. Дистервег Воистину верны слова Льва Толстого о том, что « знания только тогда знания, когда они приобретаются усилиями своей мысли, а не одной лишь памятью ». « Чтобы совершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать » Р. Декарт


В связи с переходом на федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения технология проблемного обучения становится наиболее приоритетной в организации учебного процесса, так как не даёт готовые задания, но актуализирует - извлекает из сознания ученика, стимулирует глубоко спрятанную тенденцию к личностному росту, поощряет его исследовательскую активность, создаёт условия для совершенствования обучения. Цели и задачи технологии проблемного обучения полностью отвечают целям и задачам образования: способность к становлению компетентной личности, готовой к эффективному участию в социальной, экономической и политической жизни страны.


Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие интеллектуальных способностей.


Ведет за собой развитие ребенка, - ориентировано на зону ближайшего развития - обеспечивает развитие познавательных способностей и интеллекта, - направлено на формирование новых качеств личности; - обеспечивает развитие творческих способностей и их применение в жизни.



Учебная проблема – противоречие между известными ученику знаниями, умениями и навыками и новыми фактами или явлениями, для понимания и объяснения которых прежних знаний недостаточно. Признаки учебной проблемы: 1. Наличие неизвестного, нахождение которого приводит к формированию новых знаний; 2. Наличие определенного запаса знаний для осуществления поиска в направлении нахождения неизвестного. Например: почему кузнец Архип губит подъячих, но с риском для собственной жизни спасает кошку? 3. Гипотеза (от греч. hypothesis – основание, предположение). – предположение, касающееся возможного пути решения проблемы, которое еще не подтверждено, но и не опровергнуто. Например: предположим, что Андрий и Остап встретились в бою, что произошло бы дальше?



При проблемном обучении учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на ее решение, организует поиск решения. Признаки проблемной ситуации: - Необходимость выполнения такого действия, при котором возникает познавательная потребность в новом знании. - Наличие неизвестного для учащегося. - Знания должны быть достаточными у учащегося для самостоятельного поиска. - Например: почему, по мнению Л. Толстого, ничтожны те, кто живет собой, своим счастьем, построенном на несчастье других?


Проблемный вопрос – самостоятельная форма мысли и проблематизированное высказывание, а также предположение или обращение, требующее ответа или объяснения. Например: Печорин не любит Мери, зачем же он добивается ее любви? Победитель или побежденный Чацкий? Почему Гринева можно назвать антиподом Швабрина? Проблемные задания должны зависеть от возраста, уровня знаний и жизненного опыта учащихся, должны отличаться степенью трудности, глубиной обобщений.


Творческая задача – это задача, при которой необходимо найти новый алгоритм решения. Творческие задачи позволяют: - обобщать, повторять и усваивать учебный материал; - развивать творческие способности учащихся, - формировать навыки совместной работы; - устанавливать метапредметные связи. При изучении повести М. А. Булгакова « Собачье сердце » учащимся был предложен вопрос: « Нужны ли нам Шариковы?» Урок проводился в форме интервью с Шариковым, предположив, что он остался « человеком ». Учащиеся задавали самые разнообразные вопросы. А в заключении было высказано общее мнение: « Хорошо, что профессор Преображенский снова превратил Шарикова в собаку ». Тем самым решенная учебная проблема позволила увидеть и понять проблему социальных экспериментов, происходивших в масштабах нашей страны после революции 1917 года.


1. Урок - сообщение новых знаний. Виды: урок – лекция, урок - беседа, урок - рассказ, урок решения познавательных задач, лабораторная 2. Урок - изложение нового материала с постановкой проблемных вопросов. Например: урок в 9 классе по теме: « Пути русской литературы 20 века ». Учитель в ходе обзорной лекции ставит проблемный вопрос: может ли человек устраниться от хода истории; какими путями надо идти, чтобы стать лучше, добрее, гуманнее?


3. Урок - решение познавательных задач. В условии использованы реальные факты общественной жизни прошлого и современности. Например: Почему рукопись повести М. Булгакова « Собачье сердце » была изъята сотрудниками ОГПУ в 1926 году и почему повесть не издавалась в России до 1987 года? Условия сформулированы в виде афористических, нередко спорных высказываний. Например: А. С. Пушкин в письме к П. А. Вяземскому писал: « Чацкий совсем не умный человек ». И. А. Гончаров утверждал обратное: « Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умён ». Кто из них прав?


1. Учитель сам ставит проблему « В жизни всегда есть место подвигам », - говорит М. Горький. Что такое подвиг? Возможны ли подвиги в повседневном труде? Можно ли назвать подвигом готовность умереть во имя бесчеловечной идеи? 2. Учащимся сообщаются различные, даже противоположные мнения по какому - либо вопросу. При изучении комедии А. С. Грибоедова « Горе от ума » учитель, знакомя учеников с образом Молчалина, говорит: « Чацкий считает Молчалина глупцом. По словам В. Г. Белинского, Молчалин умен, как дьявол, когда речь идет о его личных выгодах ». Кто прав? Какое у вас мнение на этот счет?


З. Учащимся предлагаются задания, требующие сравнения литературных фактов. Сравниваться могут художественные произведения близкие по теме, по жизненному материалу, в них отраженному, но различные по истолкованию и оценке. Например: сопоставьте стихотворения К. Ф. Рылеева « Гражданин » и стихотворение М. Ю. Лермонтова « Дума ». Какие общие мотивы есть в них? Чем можно объяснить разницу настроения в каждом из этих произведений?


4. Проблемную ситуацию можно создать, сопоставляя литературные произведения с иллюстрациями к нему или иллюстрации нескольких художников к произведению, или музыкальные произведения, содержащие разную интерпретацию поэтического творения, исполнения артистами одной и той же роли и т. п. Например: сопоставьте образ Манилова на иллюстрациях П. Боклевского и А. Лаптева. Кто из художников, по - вашему мнению, точнее воспроизводит внешность и характер Манилова?


5. Проблемное задание, целью которого является раскрытие идейного содержания. Например: почему пушкинское стихотворение « Узник » стало песней, очень популярной в народе? 6. Исследовательское наблюдение за языком произведения, за повторами развития действия с целью более глубокого восприятия картин и характеров, созданных автором. Например: почему в 3 явлении II действия в комедии Н. В. Гоголя « Ревизор » у городничего много реплик « в сторону », а у Хлестакова их нет?


7. Исследовательское познание произведения через нравственную оценку героев, выяснения авторского отношения к ним и нашего отношения к отношению автора. Например: Проблема обновления в повести М. Булгакова « Собачье сердце ».. 8. Проблемные задания, стимулирующие исследование языковой ткани произведения в различных аспектах. Например: сделайте сопоставительный анализ стиля двух отрывков: Чичиков покидает уездный город (гл.11) и следующее за тем лирическое отступление « Русь! Русь! Вижу тебя …». Как связаны две разные стилевые линии в повествовании с идейным содержанием поэмы?


« Коммуникативная атака » (вызов к проблемному общению). Смысл этого приема состоит в том, чтобы в начальный период взаимодействия увлечь, мобилизовать учеников, дать что - то такое, что заставило бы учеников мгновенно « включиться » в урок. Например: фрагмент видеозаписи телепрограммы (урок посвящен творчеству А. С. Грибоедова). Телепередача начинается с того, что на экране сверкает огромный бриллиант, а закадровый голос произносит: « Этим алмазом персидский шах расплатился с русским царем за смерть русского писателя Грибоедова, Вазир - Мухтара …».


Моделирование ситуации. Одним из эффективных приемов продуктивного обучения является моделирование. « Что могло произойти, если бы …» Для того, чтобы научить учащихся творчески мыслить, можно предложить им задания на самостоятельное моделирование. - Если бы Маша Троекурова уехала с Дубровским … - Как поступили бы вы, если в разговоре оскорбительно отозвались о вашей стране, матери, подруге …


Учебный мозговой штурм (УМШ) Технология УМШ Группу перед штурмом инструктируют. Проводится первичное обсуждение и уточнение условий задачи. Первый этап. Создание банка идей. Цель – наработать как можно больше возможных решений. Второй этап. Анализ идей. Цель – рассмотреть каждую идею и в каждой идее найти что - то полезное, рациональное. Третий этап. Обработка результатов. Как выбрать задачу для УМШ? Задача должна иметь большое число возможных решений. Например: Предложите идею создания оригинального памятника Мцыри. (Обсуждение идей позволит еще раз вспомнить и проанализировать характер героя, события его жизни) Создать проект помощи семье Тыбурция (со стороны государства, отца Васи, самого Тыбурция).


Актуализация знаний. Мотивация. Создание проблемной ситуации. Определение темы исследования. Формулирование целей исследования. Выдвижение гипотезы. Интерпретация полученных данных. Вывод по результатам исследовательской работы. Применение новых знаний в учебной деятельности. Подведение итогов урока. Домашнее задание.


Из опыта работы мы можем сделать вывод, что в ходе систематического применения технологии проблемного обучения учащиеся лучше ориентируются не только в содержании отдельного урока, но и в целом по всему изучаемому разделу, умеют самостоятельно сформулировать тему и выделить главное в ней, найти источники получения нужной информации, построить свой ответ в соответствии с темой: начав с утверждений, делать предположения, основываясь на теории, утверждении; умеют спланировать свою деятельность для проверки выдвинутой гипотезы, разрешить проблему, сделать вывод, сравнив свои утверждения с теоретическим материалом.

Вопреки расхожему мнению, учителя тоже учатся. Они тоже иногда садятся за парты и учатся у своих коллег. Чем больше будет мероприятий, на которых учителя разных школ могут обмениваться опытом, тем лучше для нас, тем качественнее образование в целом. Мастер-классы помогают учителям расти - и тем, кто их проводит, и тем, кто их смотрит.
Я отлично помню своих учителей и благодарен им, за науку, за то, что научили меня не только отвечать на поставленные вопросы, но и думать и сомневаться, искать ответы и нестандартно мыслить.


В пятницу, 4 сентября 2015 года, на территории образовательного комплекса «Воробьевы горы» состоялся III съезд учителей Москвы под эгидой Департамента образования города Москвы, основная цель которого - это обмен опытом, знаниями, методами преподавания, а также обсуждение наиболее важных и актуальных проблем в сфере образования на сегодняшний день, его сверхзадача заключается в позиционировании системы образования как социального института, определяющего приоритетные направления общественного развития города.

В первый раз видел столько учителей в одном месте.



Такие проекты необходимы, чтобы развивать дополнительно обучать учителей, определять приоритетные направления общественного развития и образования города.

На съезде учителей были открыты четыре секции по различным направлениям: «Культура», «Национальная политика, межрегиональные связи и туризм», «Природопользование и охрана окружающей среды», «Экономика и финансы» и «Физическая культура и спорт». Более 15 различных мастер-классов провели лауреаты и победители конкурсов «Учитель года Москвы» и «Учитель года России». Все мастер-классы объединили в восемь тематических блоков, основанных на фундаментальных понятиях: «вопрос», «пространство», «измерение», «метод», «альтернатива», «диалог», «идея» и «среда».

Уже не секрет, что в последние годы московские школы, московские учителя и ученики очень много работают не только в классах. Образовательным пространством стал сам город. Огромное кол-во уроков, которые ребята посещают, проходят на заводах, фабриках, в музеях даже на улицах города.

Поэтому на мероприятие были также приглашены другие департаменты Правительства Москвы, для того, чтобы они в рамках мастер-классов могли рассказать о том, чем интересен город как образовательное и научное развивающее пространство.

Самые интересные, самые прорывные, самые важные проекты сегодня - это проекты, которые позволяют объединять знания и получать такие, которые можно использовать в будущей реальной жизни. Чтобы дети не говорили: "Я это в школе учил, но не понял зачем мне это нужно." Важно чтобы все знания, полученные в школе, были полезны для будущей жизни.

Не секрет, что за последние 5 лет произошли огромные изменения в сфере образования. Столичное образование очень много дает возможностей развиваться учителям, делиться опытом, проводить мастер-классы, черпать новое для воспитания и образования детей. Но и для детей процесс образования теперь стал более интересным, увлекательным и эффективным.

Все это активно обсуждалось на открытом августовском педагогическом совете. В прямом эфире, на мониторе компьютера можно было оценить итоги 2014/2015 учебного года и узнать ключевые направления развития на новый учебный год.

И что же изменилось за последнее время в школах?
Во-первых, школьные классы. Появились современные компьютеры, доски, мебель. Также отремонтировали здания самих школ и построили новые.

Теперь школьники учатся в классах с современным оборудованием, а родители следят за успехами детей с помощью электронных ресурсов. Улучшилась работа электронного дневника - теперь реализована мгновенная синхронизация и система оповещения, о новой оценке. т.е. уже скрыть двойку у ребенка никак не получится. Но и о пятерке родители узнают в ту же секунду, а не после школы.

Но в некоторых школах больше нет даже двоек и пятерок, потому что теперь появилась возможность выбрать шкалу оценки. Это может быть привычная нам пятибалльная, а также десятибалльная, 100-балльная и даже буквенная. Выбирает свою шкалу сама школа.

А в некоторых школах уже появились электронные учебники.
Пилотный проект по внедрению электронных учебников стартовал ещё год назад в шести московских школах. Результаты оказались положительными - успеваемость учащихся выросла на 10%. И уже сейчас к некоторым урокам не допускают пособия, которые не имеют цифровых аналогов. А в 30 школах уже на базе электронных учебников создана электронная библиотека.

Также важным моментом является появление электронных карт ученика. Уже 700 школ активно пользуются этим изобретением. Карта не только обеспечивает доступ ученика в помещение школы, но и делает возможным безналичный расчет в школьном питании.

Учителя, кстати, тоже не прочь делать фото на смартфон.

Столичные власти не планируют сокращать финансирование сферы образования в 2016 г. Об этом на III съезде учителей Москвы сообщил председатель комиссии Мосгордумы по социальной политике и трудовым отношениям Михаил Антонцев.

Плохой учитель преподносит истину, хороший - учит ее находить


Учителя есть заслуженные и незаслуженные. Не исходя из регалий, и официально присуждаемых почетных званий – а исходя из главного – наличия багажа знаний, компетентности и отношения к своим ученикам. Иногда – учитель может научить ребенка гораздо более важным вещам, чем родители. Не потому что родители плохие, а потому что учителя хорошие.
П.Ф. Юркевич писал, что народная школа это субъективное существо. Если наука не изменит свою объективность в субъективные методы, она ничего не сделает в школе. Можно найти метод, но его сила заключается в учителе, поэтому самым лучшим методом образования является тот, которым совершенно владеет учитель.
Учителя должны отличать авторитет и любовь, иначе всякие воспитательные меры будут носить насильственный характер, не будут служить добровольному послушанию детей, а значит, потеряют воспитательную силу. Главным качеством учителя должно быть единство – долга и удовольствия, натуры и культуры, науки и жизни, мыслей и чувств, знаний и дел, а особенно умственного и нравственного религиозного образования. Такое единство способно в духе воспитанника осуществить идею добра. Занятия учителя должны носить идею благожелания, тогда ученики будут любить учителя, и это облегчит задачу надзора и управления в обучении.
Общеизвестными, но очень сильными и верными средствами для побуждения детской симпатии и привязанности являются синтез ласковости в обращении, частых или незначительных благодеяний, участия к различным состояниям детей, терпеливости при занятиях, живых формах слова и дела, светлого тона поведения. Учитель обязан постоянно получать самообразование, поскольку не идущие вперед – пятятся назад, а не обновляемое регулярным самообразованием образование теряет такие важные качества как живость, сила и свежесть. К таким обязанностям можно отнести и добросовестную подготовку уроков для преподавания, поскольку она является одним из способов самообразования.
Писатель Ф. Мерь выделял такие свойства, необходимые для хорошего учителя: верность самому себе, обходительность, благоразумие, бескорыстность, доброта, нравственность, религиозность, усердие. Учитель должен осознавать свои достоинства и заботиться о самообразовании, чтобы служить образцом.
Получается, что требования, выдвигаемые к учителю, не особенно отличались от нынешних, но границы их выполнения со временем смягчились. Особое внимание уделяли нравственным качествам учителя, представляя его по большей мере воспитателем. Поэтому он должен был обладать добротой, духовностью, терпеливостью, стремлением познавать новое.
Учитель в современных условиях нашей жизни, увы, – это тот, кто являет собой сразу две ипостаси – и Бога и дьявола. Кому-то плевать на низкую зарплату и недостойные условия работы – для них главное – выучить, сделать школьника Человеком, обладающим не только знаниями и навыками, но и нравственными качествами, которые вкупе с этими самыми знаниями и навыками дадут тебе путевку в жизнь. А кому-то плевать на своих учеников, плевать на то, чтобы воспринимать своего подопечного как личность, а все свои силы и устремления направить на то, чтобы угодить начальству, продвинуться по служебной лестнице, проголосовать за определенную директором школы партию и т.д.
Спасибо Вам, учители-Боги, и да воздастся по заслугам учителям-дьяволам.