Домой / Внеклассная работа / Какой город является промышленным центром. Эффекты от создания всм - скоростные магистрали. О промышленности России

Какой город является промышленным центром. Эффекты от создания всм - скоростные магистрали. О промышленности России

Промышленные города – города с резко выраженным пре­обладанием промышленных функций межрайонного значения.

Промышленные города – города, где основная доля работающего населения занята в промышленной сфере.

Типы промышленных городов очень разнооб­разны. Наибольшее распространение имеют города, в которых объединяются различные отрасли промышленности, образующие иногда законченные произ­водственные циклы, а иногда слабо свя­занные друг с другом. Они возникают главным образом в развитых индустри­альных районах с многоотраслевой струк­турой промышленности, растут очень быстро и отличаются сложной территориальной структурой.

Многие промыш­ленные города имеют узкую производ­ственную специализацию, например города-центры: металлургической про­мышленности, машиностроения, хими­ческой индустрии, лесной и лесоперерабатывающей промышленности. Количест­во типов специализированных городов очень велико;

Характерные особенности промышленных городов.

В основном, такие города нередко представляют собой скопление срастающихся по­сёлков, каждый из которых вырос возле шахты, рудника или завода. Канатные дороги с непре­рывно движущимися вагонетками, железнодорож­ные пути, пересекающие территорию в разных направлениях, грузовые станции с составами товарных поездов, хранилища и склады, отвалы пустой породы в самом городе и его окрестнос­тях – таковы приметы этих центров, которым намного труднее, чем другим городам, стать красивыми, экологически чистыми и удобными для жизни людей.

Особенно много среди промышленных городов таких, которые заняты только каким-либо одним делом – добычей угля или руды, выпуском тканей или цемента, машин или целлюлозы. Иногда это даже не города в полном смысле слова, а посёлки при одном предприятии – руднике или текстильной фабри­ке. Причин существования таких однопрофильных городов несколько. Иногда суровые природные условия удерживают город в узких рамках одного производства, т.к. увеличивать население здесь крайне нежелательно. При расположении города где-нибудь в горном ущелье для развития несколь­ких видов деятельности оказывается недоста­точной площадь.

Промышленные города России:

Подольск – это один из крупнейших промышленных центров Московской области.

В Подольске выпускается свыше 2 тысяч различных видов продукции, среди которых оборудование для атомных и тепловых электростанций, аккумуляторы, кабели, микропровода, цемент, огнеупоры, швейные машины, текстильные изделия, продукция пищевой и перерабатывающей промышленности.

Промышленность составляет основу экономики Подольска. На неё приходится не только около 25 % объёма отгруженных товаров собственного производства, но и наибольший удельный вес в налоговых поступлениях в бюджет города. В 2011 году индекс промышленного производства составил 119,1 %, а доля подольских производителей в объёме промышленной продукции по Московской области - 5,4 %. При этом сумма прибыли крупных и средних промышленных предприятий выросла в 2011 году по сравнению с прошлым годом на 43 % и составила 6,4 млрд рублей

Новокузнецк

Основные виды: металлургическое производство и производство готовых металлических изделий, химическое производство, производство машин и оборудования, пищевая промышленность.

В 2011 г. отгружено товаров собственного производства видов деятельности обрабатывающие производства составил 215,4 млрд рублей, в том числе:

металлургическое производство и производство готовых металлических изделий − 175,7 млрд рублей; химическое производство − 3,8 млрд рублей; производство машин и оборудования − 16,6 млрд рублей; пищевая промышленность − 6,3 млрд рублей;

Oтгружено товаров собственного производства 2011 г. видов деятельности угольная промышленность составил 45,9 млрд рублей.

ЗСМК и НКМК - крупные российские производители проката, железнодорожных, трамвайных рельсов.

Тольятти - крупный промышленный и экономический центр, играющий существенную роль в экономике как региона, так и страны.

По оценке портала RBC.ru Тольятти находится в верхней части списка самых привлекательных для бизнеса городов России.

Градообразующим предприятием является ОАО «АВТОВАЗ». Также в городе расположен автомобильный завод компании «GM-АВТОВАЗ» и множество предприятий по производству автокомпонентов и материалов, таких, как «„ДСК“ - Детальстройконструкция», «Группа ПОЛАД», завод по пошиву автомобильных чехлов «Джонсон Контрол Тольятти», а также «АвтоВАЗагрегат» и «ВазИнтерСервис», являющиеся крупнейшими в своей отрасли.

Также в городе расположены заводы «Тольяттинский Трансформатор», цементного машиностроения ОАО «Волгоцеммаш», Тольяттинский судоремонтный завод.

Набережные Челны - крупный промышленный центр на Каме. Основные отрасли - машиностроение, электроэнергетика, строительная индустрия, пищевая и перерабатывающая промышленность. Ключевым (градообразующим) предприятием города является Камский автомобильный завод, на долю которого приходится почти три четверти объёма промышленной продукции, произведенной в Челнах. Исходя из этих показателей, Набережные Челны является моногородом.

Лёгкая промышленность представлена, прежде всего, Набережночелнинским картонно-бумажным комбинатом, являющимся единственным производителем бумаги в Татарстане. Набережные Челны - исторически один из крупнейших центров пищевой промышленности. В промышленной зоне города находятся Набережночелнинский мясокомбинат и Набережночелнинский молочный комбинат. А продукция птицефабрики «Тукаевская», шампиньонного комплекса в совхозе «Весенний» и хладокомбината вывозится за пределы города и республики

Объём промышленной продукции предприятий города составляет около 20 % от общего объёма выпуска Татарстана. Объём отгруженных товаров собственного производства и выполненных собственными силами работ и услуг в 2011 году составил 181,66 млрд руб. (2009 − 95,9 млрд руб., в том числе, производство транспортных средств и оборудования - 95,3 млрд руб). В структуре промышленного производства города на 1 января 2010 года машиностроение и металлообработка занимали 89 % (в 1995 - 62,69 %)[источник не указан 161 день].

Промышленные города Иркутской области.

Свирск – основу экономики города составляют промышленные предприятия:

российско-японское предприятие ООО «ТМ Байкал - лесопиление и деревообработка, производство высококачественных сухих и антисептированных строганных пиломатериалов широкого ассортимента для японского деревянного домостроения.

ЗАО «Актех-Байкал» - единственное предприятие в Иркутской области по производству свинцово-кислотных стартерных аккумуляторных батарей для всех типов легковых и грузовых автомобилей.

ООО фирма «Автоспецдеталь» - не имеющее аналогов предприятие, специализирующееся на производстве коммунальной техники: вакуум-машины, подъемное гидрооборудование; специального оборудования для автомобилей ЗИЛ, ГАЗ, «Газель», УАЗ: изотермические автофургоны и автофургоны для перевозки пищевых продуктов, производство средних автодорожных мостов.

ОАО ВСРП «Свирский речной порт» - доставка и перевалка грузов, паромная переправа.

Основу промышленного производства в городе составляет обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки (77,7 %). Производство машин и оборудования занимает 8,1 %, автомобилей, прицепов и полуприцепов - 4,3 %, производство, передача и распределение пара и горячей воды - 5,4 %, производство аккумуляторов - 4,5 %.

Черемхово -один из промышленных центров Иркутской области.

Заводы: тяжёлого машиностроения, механический, «Химик». Фабрики: мебельная, нетканых материалов. Предприятия по производству стройматериалов.

Пищевая промышленность: хлебокомбинат.Лёгкая промышленность: швейная фабрика.

Ангарск – город, в котором находятся предприятия химической промышленности, машиностроения, нефтепереработки и переработки (обогащения) урана для получения ядерного топлива.

Градообразующими предприятиями являются:

Ангарская нефтехимическая компания (АНХК), Ангарский электролизный химический комбинат (АЭХК, выпускает гексафторид урана, обогащение урана)

Кроме этого в городе действуют: ОАО «Ангарский завод полимеров»; ЗАО «Ангарский керамический завод»; ООО «Иркутский трубный завод» (в составе группы «Полипластик»); Восточно-сибирский машиностроительный завод (ОАО «ВостСибМаш», бывш. РМЗ АНХК); Цементно-горный комбинат (ОАО «Ангарскцемент»); ЦУП «Восточная Сибирь - Тихий Океан» (Транснефть); Иркутское РНУ Востокнефтепровод» (Транснефть); Азотно-туковый завод (ААТЗ, принадлежит СИБУР); Завод низковольтных комплектных устройств (АЗНКУ); Завод бытовой химии (Филиал «Невская косметика»).

Саянск - самый молодой город в Иркутской области. Начало его строительства в 1970 году связано с возведением одного из главных отечественных центров химической промышленности.

Основа экономики города строится на деятельности наиболее крупных предприятий Саянска, представляющих различные отрасли. Основным предприятием промышленности является ОАО «Саянскхимпласт» - крупнейший в России производитель суспензионного поливинилхлорида (смола ПВХ). Предприятие производит продукцию, которая является сырьем для производства полимерных товаров и поставляется как на российские, так и на зарубежные рынки.

Из промышленных предприятий необходимо также отметить Ново-Зиминскую ТЭЦ, входящую в состав ОАО «Иркутскэнерго»

Пищевая промышленность.Известен Саянск не только в Иркутской области, но и за её пределами достижениями агропромышленного комплекса. ООО «Саянский бройлер» (первоначальное название - Восточно-Сибирская птицефабрика проектной мощностью 10 млн бройлеров в год)- крупнейший производитель диетического мяса. В пищевой промышленности успешно развивается ОАО «Молочный комбинат „Саянский“».

Доклад на тему “Промышленные города” обновлено: 3 сентября, 2018 автором: Научные Статьи.Ру


Под промышленными агломерациями понимают территориальные экономические образования, отличающиеся высоким уровнем территориальной концентрации предприятий различных отраслей хозяйства, инфраструктурных объектов и научных учреждений, а также высокой плотностью населения. Экономической предпосылкой развития промышленной агломерации являются преимущества, присущие данной форме размещения.

  1. Высокий уровень концентрации и диверсификации производства, что обусловливает его максимальную эффективность.
  2. Максимально эффективное использование систем производственной и социальной инфраструктуры.

Размещение группы предприятий различных отраслей хозяйства на компактной территории приводит к сокращению территории, необходимой для промышленного строительства, в среднем на 30% по сравнению с их рассредоточенным размещением, на 3% уменьшается сметная стоимость строительства, на 25% - количество зданий и сооружений. Экономия достигает 20% затрат на общие объекты благодаря созданию единых объектов подсобно-вспомогательного назначения, производственной и социальной инфраструктуры.

Крупнейшими промышленными агломерациями являются Московская, Нижегородская, Санкт-Петербургская, Екатеринбургская, Ярославская и др. Однако чрезмерное развитие промышленных агломераций, как и концентрации производства, может оказывать негативное воздействие, значительно сокращающее экономический эффект. В первую очередь это связано с вопросами охраны окружающей среды, развитием социальной сферы.

Промышленный узел рассматривается как группа производств, компактно размещенных на небольшой территории. Главным его признаком являются участие в системе территориального разделения труда страны, наличие производственных связей между предприятиями, общность системы расселения, социальной и технической инфраструктуры. Современные промышленные узлы планируются и развиваются не как автономные промышленные центры, а как элементы расчлененных производственных структур территориально-производственных комплексов.

Вырастая на основе последовательного комбинирования производства и создания узловых инфраструктурных объектов, промышленные узлы представляют собой качественно новое явление в регулируемом процессе развития территориальной структуры хозяйства. Отступление от принципа комплексности территориального развития, преобладание ведомственного подхода ведут к появлению нерациональных форм размещения, диспропорций в развитии между отраслями рыночной специализации, комплексообразующими отраслями и сферой услуг, снижают эффективность развития промышленного узла.

Такие формы территориальной организации хозяйства получают развитие как в старопромышленных районах, например Железногорском, связанном с добычей и обогащением железных руд КМА, Чебоксарском, развитию которого способствовали Чебоксарская ГЭС, тракторный завод, химический комбинат с сопутствующими производствами, так и в районах нового освоения, например Саяногорском, формирующемся на базе электроэнергетики, вырабатываемой Саяно-Шушенской и Майнской ГЭС, и энергоемких производств.

В отличие от промышленных узлов промышленные центры в большинстве своем имеют набор промышленных предприятий, не имеющих между собой технологических связей. Такое размещение снижает возможности развития кооперации, а следовательно, и эффективность роста промышленного центра. Примером выступают областные центры.

Одной из прогрессивных форм территориальной организации промышленности на современном этапе является комбинирование производства: предприятия, образующие комбинат, имеют тесные технологические, экономические и организационные связи.

Промышленные комбинаты располагают широкими возможностями глубокой переработки сырья и утилизации промышленных отходов, что не только повышает их эффективность, но и создает предпосылки для организации безотходного, технологически чистого производства, практически безвредного для окружающей среды. Комбинирование производства получило широкое распространение в тяжелой индустрии (металлургия, химическая, лесная) и в легкой промышленности (текстильная), пищевой.

Значительный экономический эффект дают промышленные комбинаты, созданные на базе комплексного использования минерально-сырьевых ресурсов и представленные предприятиями различных отраслей хозяйства (формирование газохимических комплексов, комбинирование предприятий черной и цветной металлургии с химическим производством и т.д.).

Экономический эффект комбинирования образуется за счет экономии сырья, материалов, электроэнергии, тепла, снижения капитальных затрат и удешевления продукции. Создание комбинатов по сравнению с размещением отдельных предприятий обеспечивает сокращение капитальных вложений до 30-35% и снижение себестоимости выпускаемой продукции на 20-25%.

Становление рыночных отношений в России ведет не только к разнообразию форм собственности - государственной, кооперативной, акционерной, арендной и частной, но и новых форм промышленной интеграции. Одной из таких форм является холдинг. Это новая форма индустриальной интеграции преимущественно акционированных предприятий с участием государственного капитала как федерального, так и регионального.

В состав холдинга могут входит совместные предприятия и иностранные фирмы. Заинтересованные предприятия и фирмы объединяют часть своих пакетов акций и создают уставной капитал головного предприятия (холдинга), который становится акционерной компанией, преимущественно открытого типа.

Промышленная холдинговая компания (ПХК) представляет собой группу технологически взаимосвязанных предприятий, расположенных на конкретной территории. Происходит слияние предприятий и совместное инвестирование производства, что позволяет увеличить выпуск продукции, ее продажу, снижает вероятность банкротства предприятий. ПХК создаются большей частью на основе топливно-сырьевых добывающих отраслей, преимущественно в районах европейского Севера и Сибири. Примером создания холдинговой компании является "ЛУКойл". Холдинг представляет новую форму системы управления и региональной интеграции промышленности.

Другой формой являются финансово-промышленные предприятия (ФПП), которые объединяют промышленные производства и банки. ФПП - это добровольный производственно-финансовый союз самостоятельных хозяйствующих объектов.

Развитие рыночных отношений обусловило необходимость создания новой системы инвестирования промышленности, что привело к формированию новых интегрированных структур, способных к саморазвитию в современных экономических условиях. Одной из таких систем являются финансово-промышленные группы (ФПГ).

Основная функция их создания - технологическая или экономическая интеграция для реализации инвестиционных проектов и программ, направленных на повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест, рост конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг. Первой зарегистрированной в 1993 г. финансово-промышленной группой была группа "Уральские заводы".

В системе ФПГ интегрируются финансовые, производственные и коммерческие структуры, при этом сохраняется юридическая самостоятельность каждого из участников группы.

ФПГ отличается достаточно разносторонним развитием и охватывают более 100 направлений деятельности. Наиболее крупные ее направления - это автомобилестроение, черная металлургия, химическая промышленность.

В 1993-1996 гг. были зарегистрированы 45 финансово-промышленных групп, в состав которых на добровольной основе вошли более 700 предприятий, организаций и финансово-кредитных учреждений с общей численностью занятых около 3 млн чел. В составе ФПГ зарегистрированы такие крупные промышленные предприятия, как АО "Магнитогорский металлургический комбинат", "Западно-Сибирский металлургический комбинат", АО "НОСТА" (Орско-Халиловский металлургический комбинат), АО "АвтоВАЗ", "КамАЗ", а также финансовые организации "Менатеп", "Инкомбанк", "Промстройбанк", "Автобанк" и др. Среди финансово-промышленных групп по своим объемам и численности персонала выделяются такие, как "Русхим", "Магнитогорская сталь", "Нижегородские автомобили", "Восточно-Сибирская группа".

Большинство финансово-промышленных групп включает в состав своих участников организации, специализация которых не совпадает с основным направлением деятельности группы. Так, ФПГ "Объединенная промышленно-строительная компания" включает предприятия легкой и пищевой промышленности: АО "Сафьян" и АО "Рязаньрыбпром".

Создание ФПГ представляет одно из важных направлений вывода оборонного комплекса из глубокого кризиса. В настоящее время в оборонной промышленности зарегистрированы четыре ФПГ – "Уральские заводы", "Скоростной флот", "Сокол" и "Сибирь". В ближайшие годы предполагается создание еще 30 аналогичных объединений.

Создание новых форм промышленной организации хозяйства способствует дальнейшему развитию рыночных отношений, производству конкурентоспособной на мировом рынке продукции и повышению эффективности развития всего хозяйственного комплекса России.

Социально-экономические эффекты ВСМ 1 для общества

Положительные эффекты от реализации проектов ВСМ не ограничиваются прямыми эффектами от развития национальной транспортной системы. Реализации проектов ВСМ также приведет к возникновению общих экономических эффектов ввиду положительного влияния на занятость, производительность труда и темпы регионального развития. Данные эффекты не учитываются при проведении стандартного расчета выгод для пользователей. Реализация проектов ВСМ предположительно приведет к возникновению следующих экономических эффектов:

  • Эффект агломерации;
  • Рост занятости населения;
  • Эффекты регионального развития;
  • Эффект от занятости в строительстве;
  • Увеличение инвестиционной привлекательности России с точки зрения прямых иностранных инвестиций;
  • Развитие туризма.

Эффект агломерации

Масштабные инвестиции в транспортную инфраструктуру, подобные инвестициям в строительство ВСМ, как правило, приводят к улучшению сообщения между административными центрами и периферийными районами, что приводит к централизации рынка труда и концентрации трудовых ресурсов. Известно, что существует тесная взаимосвязь между концентрацией трудовых ресурсов, уровнем производительности и последующим экономическим ростом, объясняемая следующими основными факторами:

  • Увеличение размера и глубины рынка труда. Больший выбор работников для работодателя и возможность снижения расходов на заработную плату за счет конкуренции между работниками;
  • Увеличение числа конкурентов и потенциальных контрагентов. Создание дополнительных стимулов для развития инноваций и повышения эффективности, развитие специализации в обслуживающих отраслях;
  • Огромные возможности для обмена связями и знаниями (например, в области научных исследований).

Таким образом, ВСМ является важным фактором, способствующим укреплению рынков за счет улучшения доступа к финансовым, земельным и трудовым ресурсам, что ведет к увеличению производительности, положительным эффектам масштаба и росту региональной экономики.

Данные выгоды дополняют прямые выгоды для пользователей ВСМ и, как правило, не учитываются при расчете обобщенных транспортных затрат (в силу того, что пользователи не осознают подобные последствия использования ВСМ).

Комплексное исследование, проведенное Всемирным Банком в 2007 году, показало, что в середине 2000-х годов экономика многих отсталых регионов России демонстрировала более быстрые темпы роста, в то время как экономика некоторых богатых природными ресурсами регионов росла существенно медленнее. Статистический анализ поддерживает гипотезу о том, что экономическому росту в Центральном, Северо-Западном и Южном регионах по сравнению с остальными частями страны способствует сильный эффект городских и региональных агломераций. Улучшение транспортной инфраструктуры, как ожидается, усилит рассматриваемый эффект для отсталых регионов страны, в том числе и расположенных вне зоны прохождения линий ВСМ.

Рост занятости населения

Спрос на транспортные услуги является производным спросом, то есть люди пользуются услугами транспорта только с целью удовлетворения другой потребности (например, проведение деловой встречи или поездка на работу). Следовательно, пассажиры осуществляют поездки только в том случае, если транспортные затраты не превышают выгод от деятельности в месте назначения. До введения в эксплуатацию ВСМ ряд экономических зон мог быть недоступным для многих работников и организаций, так как транспортные затраты (в денежном и временном выражении) являлись слишком высокими и превышали выгоды от деятельности в месте назначения.

Ввод в эксплуатацию ВСМ сблизит зоны проживания трудовых ресурсов и зоны занятости путем снижения обобщенных транспортных затрат. Как следствие, ранее безработные станут участниками рынка труда, а также возрастет мобильность среди работающего населения, которое сможет работать в более отдаленных от места проживания зонах. Это будет способствовать повышению эффективности рынка труда и уровня экономической активности населения.

Например, станет возможным строительство станции ВСМ на расстоянии 50-100 км от Москвы и создание поблизости от нее нового городского поселения, которое снизит напряженность на московском рынке жилья за счет увеличения предложения недвижимости. Пассажиры ВСМ будут доезжать от такого городского поселения до центра Москвы не более чем за 30 минут — быстрее, чем при поездке на автомобиле с окраин Москвы.

В 1950-х годах недалеко от Лондона, вдоль основных железнодорожных магистралей, был построен ряд «новых городов». На сегодняшний день ежедневные поездки на работу из этих городов в столицу являются широко распространенным явлением. Запуск проекта HS1 в Великобритании включил в лондонский рынок труда те города, которые ранее считались чересчур удаленными от столицы для ежедневных поездок на работу.

Эффект регионального развития

Строительство ВСМ приведет к присоединению обширных территорий к зонам трудовой занятости, повышению трудовой мобильности населения и, как следствие, увеличению производительности труда. С другой стороны, строительство ВСМ также с высокой вероятностью приведет к повышению привлекательности ранее удаленных регионов, слабо включенных в экономическую активность административных центров, что приведет к их экономическому развитию и росту стоимости земли и недвижимости.

Чистый эффект подобных процессов является неопределенным. Необходимо осуществление точного анализа в отношении того, снизится ли экономическая активность в основных экономических центрах, произойдет ли перераспределение спроса на жилую недвижимость на новые регионы, вовлекаемые в экономическую активность, каким будет соотношение положительных эффектов в зонах новой активности и возможных обратных эффектов в основных экономических центрах.

Эффекты регионального развития могут быть очень существенными, и перед принятием какого-либо инвестиционного решения в отношении проектов ВСМ необходимо проведение более детального анализа.

Примером может служить город Лилль на севере Франции, который находится на пересечении маршрутов ВСМ Лондон — Париж и Лондон — Брюссель. В прошлом этот город являлся угасающим промышленным и угледобывающим центром с высокими показателями безработицы. В результате строительства ВСМ Лилль к настоящему времени стал третьим по значимости торговым и финансовым центром Франции. Рост экономических выгод в данном городе с большой вероятностью привел к спаду экономики в других центрах. Тем не менее в подобной ситуации наиболее вероятно рациональное перераспределение экономической активности из наиболее экономически благополучных центров, таких как Париж, что также следует рассматривать в качестве положительного эффекта.

Прямые иностранные инвестиции

В России существует ряд городов, обладающих высокой привлекательностью для прямых иностранных инвестиций. Иностранные инвесторы зачастую предпочитают развивать бизнес именно в таких городах, а не в Москве и Санкт- Петербурге, где стоимость проживания и ведения бизнеса очень высока. Основным недостатком региональных городов, с точки зрения инвесторов, является ограниченное предложение молодых специалистов и руководителей высшего звена на рынке труда. Развитие ВСМ и сокращение времени поездки до 1-1,5 часов позволит региональным городам быть менее зависимыми от местного рынка труда и местных университетов и преодолеть этот барьер.

Осуществление прямых иностранных инвестиций окажет существенное положительное воздействие на экономику РФ.

Развитие туризма

Туристическая отрасль в РФ характеризуется существенно более низкой степенью развития по сравнению с большинством европейских государств. Подобная ситуация связана с влиянием ряда факторов, включая исторически сложившуюся закрытость, сложный визовый режим и большие территориальные размеры страны, заставляющие туристов преодолевать огромные по европейским меркам расстояния.

Проекты ВСМ соединят в единую систему значительное число городов, обладающих существенным потенциалом развития туристической отрасли и до сих пор слабо известных за пределами РФ (например, исторический центр Нижнего Новгорода). Соответственно, оператор ВСМ будет иметь значительные возможности по развитию туристических перевозок. В процессе настоящего анализа количественный потенциал развития туристической отрасли не рассматривался. Однако, следует отметить, что большинство зарубежных линий ВСМ уделяют значительное внимание этому сегменту рынка. Так, туристический поток в Малагу возрос на 25% после ввода в эксплуатацию высокоскоростной магистрали.

В соответствии с заявлениями представителей Правительства РФ визовый режим для въезда в РФ будет существенно упрощен в ходе проведения Чемпионата мира по футболу 2018 г. В случае проведения активной маркетинговой компании по развитию туризма в РФ с использованием железных дорог, проведение спортивных мероприятий в рамках Чемпионата мира может привести к общему росту популярности отдыха в РФ.

Влияние Проекта ВСМ 1 на интересы общества:

  • Удовлетворение растущего спроса на транспортные услуги в коридоре Москва-Санкт-Петербург;
  • Создание новых рабочих мест как на самой ВСМ, так и в смежных отраслях;
  • Повышение надежности транспортных пассажирских перевозок;
  • Экономия времени в пути на маршруте Москва-Санкт-Петербург;
  • Высвобождение транспортных мощностей на ОКТЖД.

Влияние Проекта ВСМ 1 на интересы бизнеса:

  • Возможности локализации технологий и производства;
  • Рост загрузки производственных мощностей промышленных предприятий;
  • Повышение квалификации российских строительных и проектных компаний, загрузка и модернизация производств для выпуска продукции, необходимой для строительства ВСЖМ 1 на уровне мировых стандартов;
  • Рост инвестиционной привлекательности регионов, прилегающих к магистрали.

Подробнее о ходе этого процесса, а также о том, каким видит город развитие новых промышленных зон, в интервью журналу рассказывает председатель Комитета по экономическому развитию, промышленной политике и торговле Алексей Иванович СЕРГЕЕВ.

– Какими темпами происходит сегодня вывод промышленности за пределы центра? Какие предприятия решились на переезд?
– Процесс перевода промышленных предприятий за пределы исторического центра города идет уже много лет. Параллельно меняется функциональное назначение территорий, ранее занимаемых промышленностью. Среди наиболее крупных проектов можно отметить перебазирование завода ОАО «Петмол» и строительство нового цеха по производству детских молочных продуктов в нежилой зоне «Парнас». Также это переезд ОАО «Красное Знамя» в промзону «Восточная» и ОАО «НПП «Буревестник» в Рыбацкое. Среди пионеров оказались также Завод «Вулкан», Первая мебельная фабрика. В завершающей стадии находится перемещение терминально-логистического комплекса ООО «Модуль» с территории Варшавского вокзала.

В близкой перспективе ожидается переезд ОАО «Сестрорецкий инструментальный завод» из Сестрорецка в зону Конная Лахта. В Конную Лахту переводит производство ЗАО «Спейс-Мотор» из района Северная Долина. Также ОАО «Ленполиграфмаш» с набережной реки Карповки готово переехать в нежилую зону «Северо-Западная».
Профильные комитеты Санкт-Петербурга поддержали идею изменить функциональное назначение ряда территорий, дав им статус зон жилой застройки.
В частности, это производственные площадки филиала ОАО «Силовые машины» – завод «Электросила», ОАО «Оптимед-инвест» и ОАО «КЛИМОВ».

В общественно-деловую зону были переведены территории, занимаемые ОАО «Компрессор», ФГУП «Завод им. Калинина», ЗАО «Завод «Измерон», ОАО «Сталепрокатный завод», ОАО «Невская мануфактура». Такие изменения – зеленая улица для инвесторов, которые захотят выкупить у предприятий права на территорию с целью редевелопмента.
Согласно недавним поправкам, внесенным в Генеральный план Санкт-Петербурга, площадь промышленных территорий теперь составляет 18 тыс. га – 13% от площади всего города.

– Какие из существующих промышленных зон осваиваются наиболее активно?
– Конная Лахта, Металлострой, Рыбацкое, Ижорские заводы, Ново-Орловская, где будут размещаться очередные резиденты ОЭЗ.

Среди перспективных территорий следует выделить Предпортовую-3, которая будет отведена под предприятия IT-кластера, и Белоостров.

– Как ведется землеустроительная и инженерная подготовка новых промышленных зон?
– В 2007–2010 гг. на строительство объектов инженерной инфраструктуры КЭРППиТ как государственному заказчику выделяется около 1,1 млрд руб. В 2007 г. на эти цели было потрачено 200 млн руб.
В 2008 г. ассигнуется 350 млн руб. В 2009 г. – 350 млн руб. В 2010 г. – 200 млн рублей.
В прошлом году были утверждены проекты планировок и проекты межевания зон «Красносельская» и «Шушары-2», а также ОЭЗ «Нойдорф» и «Ново-Орловская». Есть проекты планировки и межевания территории для производственных зон «Рыбацкое», «Ручьи», «Обухово», «Ржевка», «Предпортовая-3», частично – для территорий «Юго-Западная», «Белоостров», «Пушкинская», «Коломяги», «Парнас», площадки ИТ-парка.
В ближайшие два-три года планируется проведение инженерной подготовки промзон «Металлострой», «Предпортовая-3», «Конная Лахта», «Парнас». Этот процесс продолжится в «Каменке», «Шушарах-2», «Рыбацком». Началось проектирование объединенных санитарно-защитных зон для промышленных территорий.

– Удается ли замотивировать владельцев и руководителей предприятий к более активному выводу мощностей за пределы центра? Какой эффект дают применяемые экономические рычаги?
– Никакого диктата со стороны исполнительной власти города нет. Исходя из экономической выгоды, бизнес сам решает, насколько ему целесообразно переводить производственные мощности из центра города в промзоны.
Сегодня ставки аренды земли в центре города значительно выше, чем в промзонах, поэтому содержать промплощадку в центре города становится неэффективно. Промышленники начинают считать упущенную выгоду. Жилой дом или бизнес-центр в большинстве подобных случаев показывают большую доходность. К тому же старые предприятия нуждаются в обновлении станочного парка и технологий. Техническое перевооружение позволяет тот же объем и номенклатуру продукции выпускать на меньших площадях.
Законами Санкт-Петербурга «О налоговых льготах», «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Санкт-Петербурга» предусмотрены также определенные налоговые льготы.

Для инвесторов, которые в течение одного календарного года сделали вложения в основные средства, которые ранее не были в эксплуатации на территории Санкт-Петербурга, на сумму свыше 150 млн руб., вдвое снижается ставка налога на имущество организаций сроком на 3 года.
Если вложения составляют 150–300 млн руб, ставка налога на прибыль уменьшается с 24% до 22% на тот же срок. Если свыше 300 млн руб., ставка снижается до 20% в той части, которая попадает в региональный бюджет.
Если сумма вложений в основные средства в течение 3 календарных лет вложения составила не менее 3 млрд рублей, то город предоставляет инвестору льготы сроком на 5 лет. В частности, предприятие освобождается от налога на имущество, ставка налога на прибыль также снижается до 20%.

Город также помогает найти удобную для будущего производства площадку на отведенных территориях. Все заявления о предоставлении земельных участков для промпредприятий поступают в Санкт-Петербургское управление инвестиций.
Управление передает заявку в Городское агентство по промышленным инвестициям. Агентство фактически занимается индивидуальным сопровождением проектов. Размер капитальных вложений, масштаб проекта, его социально-экономическая значимость для города являются критериями, по которым тот или иной проект признается важным или стратегическим.

– Имеет ли градостроительный и экономический смысл комплексное освоение территорий под промышленное строительство?
– Подход города к системе развития промышленных территорий зафиксирован в Отраслевой (кластерной) схеме развития и специализации промышленных зон Санкт-Петербурга. Документ разработан КЭРППиТ и КГА.

Основной причиной появления кластерной схемы стал дефицит крупных свободных участков (более 10 га) под размещение промышленных объектов. Также необходимость в таком документе возникла в связи с ограничениями логистического и экологического характера, а также с разными объемами земельных резервов внутри промышленных зон.

В процессе формирования отраслевой специализации будет определена основная и резервная функции каждой промышленной зоны. Также будут предварительно обозначены места для объектов инженерной инфраструктуры.

Подготовила Наталья Андропова

Все чаще в стратегических планах развития нашей страны правительство делает акцент на необходимости ухода от статуса «сырьевой державы». При этом главная ставка делается на развитие собственной переработки сырья и налаживание производства, а крупные промышленные центры привлекают все более пристальное внимание.

Предлагаем Топ-10 крупнейших промышленных центров России , составленный по данным Института территориального планирования «Урбаника».

10. Новокузнецк

Объем промышленного производства 264 млрд. руб.

В городе функционируют предприятия черной и цветной металлургии, угольной промышленности. Среди собственников ведущих промышленных объектов «Евраз Груп», УГМК, Сибуглемет, Русал.

9. Челябинск

277,3 млрд. руб .

Город является признанным лидером России в области черной металлургии, на высоком уровне машиностроение и пищевая промышленность. В Челябинске функционируют предприятия ОАО «Мечел», групп «Челябинский трубопрокатный завод», «Чебоксарский электромеханический завод», Coca-Cola, ГК Ростехнологии.

8. Норильск

312 млрд. руб.

Жизнь этого заполярного города построена вокруг деятельности лидера в области цветной металлургии ГМК «Норильский Никель».

7. Уфа

313,6 млрд. руб.

Статус крупного промышленного центра город получил благодаря развитию переработки нефти и газа, машиностроения, пищевой и фармацевтической промышленности. Владельцами ведущих предприятий являются ОАО АНК «Башнефть», ГК Ростехнологии, Вимм-Билль-Данн, Фармстандарт.

6. Пермь

331,3 млрд. руб.

Город может похвастать значительными успехами в области переработки нефти и газа, машиностроения, пищевой и химической промышленности. Владельцами ведущих промышленных объектов являются ОАО «Лукойл», ГК Ростехнологии и Роскосмос, Nestle, Henkel и другие.

5. Омск

348,4 млрд. руб.

Город располагает крупными предприятиями, работающими в таких отраслях, как переработка нефти и газа, химическая и пищевая промышленность, машиностроение. Основные промышленные объекты в собственности ОАО «Газпром Нефть», Unilever, Вимм-Билль-Данн, ГК Ростехнологии и Роскосмос.

4. Нижневартовск

481,6 млрд. руб.

Это один из ведущих российских центров добычи и переработки нефти и газа. В городе функционируют промышленные объекты ТНК-ВР, Газпром Нефть, Русснефть, Славнефть, СИБУР.

3. Сургут

800,3 млрд. руб.

Лидер в области добычи и переработки нефти и газа, город также располагает крупными предприятиями, работающими в отраслях электроэнергетики, пищевой промышленности и НИОКР. Основные промышленные объекты находятся в собственности ОАО «Сургутнефтегаз», ОГК-2, ОГК-4, СИБУР.

2. Санкт-Петербург

1282,7 млрд. руб.

Северная столица располагает промышленными объектами пищевой и химической промышленности, машиностроения, черной металлургии, производства стройматериалов, НИОКР. В городе имеют производственные мощности Philip Morris International Inc., JTI, BAT, Kraft Foods, Procter&Gamble, Объединенная судостроительная корпорация, Ростехнологии, Toyota, Nissan, GM, HP, ГК Росатом, Intel и многие другие.

1. Москва

1895,2 млрд. руб.

Крупнейшие предприятия столицы работают в таких отраслях, как машиностроение, пищевая и фармацевтическая промышленность, переработка нефти и газа, НИОКР. Основные промышленные объекты находятся в собственности ГК Роскосмос, Росатом, Ростехнологии, КБ Сухой, Renault, United Technologies, Volvo, Вимм-Билль-Данн, Объединенные кондитеры, Kraft Foods, Coca-Cola, Русгидро, GlaxoSmithKline.