Лирический герой поэта – человек грандиозной ломки эпохи: мир его мыслей, чувств, страстей сложный и противоречивый, а судьба драматична. В его душе, наполненной чистотой природы, живет простой деревенский ребенок. Но чистота сохранилась в ней даже после жизненных неурядиц – она стала еще чище, еще прозрачнее.
В стихотворении нас удивляет и захватывает в плен неповторимая гармония чувств и слов, мыслей и образов, единство внешнего рисунка с какой-то внутренней эмоциональностью, душевной гармонией.
Облик России с ее очаровательными
Пейзажами по истине завораживает. Природа у Есенина многолика, многокрасочна. Она будто переливается всеми цветами радуги. Эта цветовая гамма передает тончайшее настроение, придает свежесть образам, романтическую одухотворенность. Любимые цвета автора – синий и голубой. Безусловно, эти цветовые тона лишь усиливают ощущение безграничности просторов Родины. Эпитеты, сравнения, метафоры присутствуют в стихотворении, чтобы более точно передать чувства поэта.
Душа поэта в действительности была как «поле безбрежное». И его стихотворение – не просто слова, а поэзия бесстрашной искренности. Пронзительную проникновенность данному стихотворению придает и то, что Есенину приходилось отказываться от привычного образа деревенской жизни.
Эту любовь он отрывал от сердца с болью. Впрочем, молодость не вернешь. Конечно, жаль потерянного времени, но ведь творческие силы все еще на взлете. Мне кажется, что драма Есенина заключалась в противоречии между прозой жизни и поэзией души.
Есенин поначалу радостно принимает революцию, поскольку считает ее началом обновления России. Но эти перемены не оправдывают его ожиданий, отношение поэта к новому резко меняется. Ведь в расколе страны он не видит воплощения своих ожиданий. Он все больше тоскует об ушедшей юности и своих нереализованных возможностях.
Без России поэт не представляет своей жизни и вскоре его жизнь трагически обрывается. Однако жизнь поэта – открытого, честного, мудрого, который олицетворял в стихотворениях все самое прекрасное – продолжается и будет продолжаться.
3 851 0
Оставил нам чудесное поэтическое наследие. Его талант раскрылся ярко и самобойно в лирике. Лирическая поэзия Есенина удивительно богата и многогранна по своему душевному выражению, искренности и человечности, лаконичности и живописности. На лирике Есенина последних лет лежит печать времени. Она проникнута и тревожной озабоченностью поэта-современника о судьбах страны в бурное революционное время: и предчувствием неизбежности конца патриархальной России, и постепенным осознанием важности «индустриальной мощи» для будущего его родины и пафосом любви ко всему живому на земле.
Лирический герой поэта – современник эпохи грандиозной ломки человеческих отношений; мир его дум, чувств, страстей сложен и противоречив; характер драматичен. Есенин обладал даром глубокого поэтического самораскрытия. Стихи последних лет жизни поэта основаны на мотиве возвращения. Это и реальное биографическое возвращение в родную деревню после восьми лет отсутствия, поиски утраченной гармонии души на основе нового идеала.
В стихотворении ас покоряет и захватывает в «песенный плен» удивительная гармония чувства и слова, мысли и образа, единство внешнего рисунка стиха с внутренней эмоциональностью, душевностью. Облик России с ее полями, деревьями, синевой неба над равниной, облаками действует чародейно:
А теперь вот в лесной обители
Даже слышно,как падает лист
Природа у Есенина многоцветна, многокрасочна. Она играет и переливает всеми цветами радуги. Цветовая гамма способствует передаче тончайших настроений, придает романтическую одухотворенность, свежесть образам поэта. Любимые цвета Есенина – синий и голубой. Эти цветовые тона усиливают ощущение необъятности просторов России. Эпитеты, сравнения, метафоры в стихотворении существуют не ради красоты формы, а для того, чтобы точнее выразить чувства поэта.
Тих мой край после бурь, после гроз.
И душа моя – поле безбрежное…
Душа поэта действительно была «поле безбрежное ». Его стихотворение – это не слова, а поэзия бесстрашной искренности. Мне кажется, что внутренняя драма Есенина последних лет так неотвратимо определена противоречием между поэзией души и прозой жизни.
Стихотворение «Несказанное, синее, нежное…» начинается с тишайшего, нежнейшего речитатива, а заканчивается плясовым мотивом:
Но ведь дуб молодой, не разжелудясь
Так же гнется, как в поле трава.
Формулировка «дуб не разжелудясь так же гнется, как в поле трава» написана поэтом в рамках пословицы, в этом раю житейской, здравого смысла. Пословица осуждает:
Эх ты молодость, буйная молодость,
Золотая сорвиголова!
Есенин не поэтизирует кабак, пьяный угар. В его поэзии образ — символическое воплощение гибели человеческой личности. Он противопоставлен нежности, гармонии. Пронзительную проникновенность стихотворению С.Есенина придало и то, что ему приходилось отрекаться от привычного уклада деревенской жизни. Эту любовь приходилось отрывать от сердца с болью:
Колокольчик ли? Дальнее эхо ли?
Все спокойно впивает грудь.
Сто, душа, мы с тобой проехали
Через бурный положенный путь.
От предельного перенапряжения эпохи приходит ранняя, как в стихах у , усталость, и тогда остается только вздохнуть: «несказанное, синее, нежное…»-и некогда оглянуться в прошлое, потому что оттуда поэт как бы вынесен на бешенной тройке:
Я утих. Годы сделали дело.
Но того, что прошло, не кляну.
Словно тройка коней огалделая
Прокатилась во всю страну.
Есенин, оглядываясь назад, с горечью думал о том, что не было в его жизни полной гармонии, творческой отдачи, что многое попусту растрачено в молодости. Отсюда и горькое признание:
Понимаю, что было и не было.
Только жаль, на тридцатом году,
Слишком мало я в юности требовал,
Забываясь в кабацком чаду.
Эти строки обусловлены мыслями об ушедшей молодости и нереализованных возможностях. С. Есенин по началу радостно принимает революцию, потому что видит в ней праздник обновления России. Но проходит немного времени и отношение поэта к новому меняется. В расколе страны он уже не находит воплощения своих ожиданий. Тогда и рождаются строки:
Напылили кругом. Накопытили.
И пропали под дьявольский свист.
А теперь вот, в лесной обители
Даже слышно, как падает лист.
Его Родина теряет свой облик, Россия изменилась, стала чужой:
Разберемся во всем, что видели,
Что случилось, что сталось в стране.
И простим, где нас горько обидели.
По чужой и по нашей вине.
С. Есенин оставил нам чудесное поэтическое наследие. Его талант раскрылся ярко и самобойно в лирике. Лирическая поэзия Есенина удивительно богата и многогранна по своему душевному выражению, искренности и человечности, лаконичности и живописности. На лирике Есенина последних
Лет лежит печать времени. Она проникнута и тревожной озабоченностью поэта-современника о судьбах страны в бурное революционное время: и предчувствием неизбежности конца патриархальной России, и постепенным осознанием важности “индустриальной мощи” для будущего его родины и пафосом любви ко всему живому на земле.
Лирический герой поэта – современник эпохи грандиозной ломки человеческих отношений; мир его дум, чувств, страстей сложен и противоречив; характер драматичен. Есенин обладал даром глубокого поэтического самораскрытия. Стихи последних лет жизни поэта основаны на мотиве возвращения. Это и реальное
Биографическое возвращение в родную деревню после восьми лет отсутствия, поиски утраченной гармонии души на основе нового идеала.
В стихотворении “Несказанное, тихое, нежное…” ас покоряет и захватывает в “песенный плен” удивительная гармония чувства и слова, мысли и образа, единство внешнего рисунка стиха с внутренней эмоциональностью, душевностью. Облик России с ее полями, деревьями, синевой неба над равниной, облаками действует чародейно:
А теперь вот в лесной обители Даже слышно, как падает лист
Природа у Есенина многоцветна, многокрасочна. Она играет и переливает всеми цветами радуги. Цветовая гамма способствует передаче тончайших настроений, придает романтическую одухотворенность, свежесть образам поэта. Любимые цвета Есенина – синий и голубой. Эти цветовые тона усиливают ощущение необъятности просторов России. Эпитеты, сравнения, метафоры в стихотворении существуют не ради красоты формы, а для того, чтобы точнее выразить чувства поэта.
Тих мой край после бурь, после гроз. И душа моя – поле безбрежное…
Душа поэта действительно была ” поле безбрежное “. Его стихотворение – это не слова, а поэзия бесстрашной искренности. Мне кажется, что внутренняя драма Есенина последних лет так неотвратимо определена противоречием между поэзией души и прозой жизни.
Стихотворение “Несказанное, синее, нежное…” начинается с тишайшего, нежнейшего речитатива, а заканчивается плясовым мотивом:
Но ведь дуб молодой, не разжелудясь Так же гнется, как в поле трава.
Формулировка “дуб не разжелудясь так же гнется, как в поле трава” написана поэтом в рамках пословицы, в этом раю житейской, здравого смысла. Пословица осуждает:
Эх ты молодость, буйная молодость, Золотая сорвиголова!
Есенин не поэтизирует кабак, пьяный угар. В его поэзии образ – символическое воплощение гибели человеческой личности. Он противопоставлен нежности, гармонии. Пронзительную проникновенность стихотворению С. Есенина придало и то, что ему приходилось отрекаться от привычного уклада деревенской жизни. Эту любовь приходилось отрывать от сердца с болью:
Колокольчик ли? Дальнее эхо ли? Все спокойно впивает грудь. Сто, душа, мы с тобой проехали Через бурный положенный путь.
От предельного перенапряжения эпохи приходит ранняя, как в стихах у Лермонтова. усталость, и тогда остается только вздохнуть: “несказанное, синее, нежное…”-и некогда оглянуться в прошлое, потому что оттуда поэт как бы вынесен на бешенной тройке:
Я утих. Годы сделали дело. Но того. что прошло, не кляну. Словно тройка коней огалделая Прокатилась во всю страну.
Есенин, оглядываясь назад, с горечью думал о том, что не было в его жизни полной гармонии, творческой отдачи, что многое попусту растрачено в молодости. Отсюда и горькое признание:
Понимаю, что было и не было. Только жаль, на тридцатом году, Слишком мало я в юности требовал, Забываясь в кабацком чаду.
Эти строки обусловлены мыслями об ушедшей молодости и нереализованных возможностях. С. Есенин по началу радостно принимает революцию, потому что видит в ней праздник обновления России. Но проходит немного времени и отношение поэта к новому меняется. В расколе страны он уже не находит воплощения своих ожиданий. Тогда и рождаются строки:
Напылили кругом. Накопытили. И пропали под дьявольский свист. А теперь вот, в лесной обители Даже слышно, как падает лист.
Его Родина теряет свой облик, Россия изменилась, стала чужой:
Разберемся во всем, что видели, Что случилось, что сталось в стране. И простим, где нас горько обидели. По чужой и по нашей вине.
Но не мыслит поэт своей жизни без России, и вскоре жизнь Есенина трагически обрывается. Но жизнь поэта, олицетворяющего все лучшее и прекрасное в народе, открытого, честного, мудрого, великого русского поэта С. Есенина продолжается и будет продолжаться, пока существует сам русский народ.
Стихотворение «Несказанное, синее, нежное», написанное в 1925 году, относится к послереволюционному творчеству поэта. Это произведение, на мой взгляд, является одним из его наиболее ярких лирических произведений того времени. В нём Есенин пытается осмыслить происходящие вокруг него события. Политическая проблематика даётся здесь в лирической тональности. Поэт не углубляется в события, он просто объясняет личное восприятие, своё эмоциональное отношение к ним:
Несказанное, синее, нежное...
Тих мой край после бурь, после гроз,
И душа моя - поле безбрежное -
Дышит запахом мёда и роз.
Так тихо и лирично начинает свою исповедь читателю поэт. Строки несут светлое ощущение тишины и спокойствия. Первые слова звучат как напевная мелодия, рисующая образ родной земли. Однако надо отметить, что в целом стихотворение окрашено грустью. Жизненные бури и грозы унесли за собой молодую бойкость и уверенное удальство:
Я утих. Годы сделали дело,
Но того, что прошло, не кляну.
Эти строки отражают идейную основу стихотворения. Ведущий мотив, заложенный в произведении, - приятие жизни. Поэт не проклинает противоречия, которые породила революция 1917 года. Не случайно в своей автобиографии Есенин скажет, что принял революцию, но по-особенному, с крестьянским уклоном. Революционные события видятся ему «оголтелой» тройкой коней, прокатившейся «во всю страну». Такая метафоричность напомнила мне гоголевскую тройку, несущуюся в никуда. Но два образа имеют важное отличие. Для Гоголя тройка символизирует движение России, в то время как есенинский образ воплощает собой недавние революционные события, произошедшие в семнадцатом году:
Напылили кругом. Накопытили.
И пропали под дьявольский свист.
А теперь вот в лесной обители
Даже слышно, как падает лист.
Тишина начальных строк стихотворения резко сменяется шумом «оголтелой тройки». Но уже через пару строк в произведении воцаряется торжественная тишина. Поэт указывает нам на стихийную дьявольскую природу революции. «Дьявольский свист» противопоставлен в следующей строке «лесной обители», храму природы и гармонии. Здесь коротким штрихом проявляется мифопоэтическое художественное сознание, характерное для Есенина в дореволюционный период творчества.
Все пережитое поэтом и его страной осталось в прошлом. Он объединяет свою судьбу с судьбой России, личное с общественным. Он размышляет о недавних событиях, но не клянёт обидчиков. Его душа готова принять мир таким, каким он был и есть:
Разберёмся во всём, что видели,
Что случилось, что сталось в стране,
И простим, где нас горько обидели
По чужой и по нашей вине.
Предпоследняя строфа содержит главную идею стихотворения. Поэт стоит на позиции приятия действительности. Однако в этих строках выявляется и то внутреннее противоречие, гнетущее его. Взгляд Есенина обращается в прошлое. Только сейчас он начинает осознавать, что упущена юность. Там, молодой и свободный, он мог «требовать» от жизни большего. В настоящем же поэт может лишь принять её и простить:
Принимаю, что было и не было,
Только жаль на тридцатом году
Слишком мало я в юности требовал,
Забываясь в кабацком чаду.
Последние строки стихотворения, на мой взгляд, самые выразительные. В них поэт вложил всю свою душу. Он проводит интересную параллель между молодым дубом и собой:
Но ведь дуб молодой, не разжелудясь,
Так же гнётся, как в поле трава...
Этим метафорическим сравнением поэт рисует свою судьбу. Жизнь сломала его, « согнула », как молодое деревце. Образ молодого дуба символизирует загубленную революцией и последующими событиями силу молодого талантливого поэта.
Умудренный. Такой, словно бы ему сто с лишним лет. Старец с серебряною бородой - тридцатилетний Есенин. Красивое его сердце спокойно и ровно бьется, ни всплеска, ни шороха - гладь. Море после отбушевавшего шторма. Таким предстает Сергей Есенин в этом стихотворении. Прекрасны выразительные образы стиха. Прошедшую свою жизнь он сравнивает с оголтелой тройкой коней:
Напылили кругом. Накопытили.
И пропали под дьявольский свист.
А теперь вот в лесной обители
Даже слышно, как падает лист.
И теперь, когда все стихло, он также чуток ко всему, также внимателен, но без юношеской горячности,’ «все спокойно впивает грудь». Конечно, он по-прежнему молодой и пылкий человек, но на новом витке своей жизни, попутешествовав за границей, взглянув на многое по-новому, он и воспринимает жизнь более глубоко.
Это стихотворение - разговор поэта со своей душой. Он постоянно обращается к ней, как к собеседнику:
Стой, душа, мы с тобой проехали
Через бурный положенный путь.
Поэт обращается внутрь себя, завершая определенный этап своей жизни. Он подводит итоги, оценивает прошлые поступки, свои и чужие. Такие моменты обязательно происходят в жизни каждого человека. Это могут быть минуты или годы, но самое верное - обратиться в это время внутрь себя. Поговорить со своей душой.
Такие личности, как Есенин, могут еще и выразить этот внутренний диалог в красивейших образах, передать все оттенки своей внутренней жизни. Здесь он довольно светло отзывается о прожитом, «отпускает грехи» себе, другим, своей стране.
По чужой и по нашей вине.
Но мелькает и сожаление о беззаботно растраченной юности. Хотя тут же он отмахивается, оправдывает свои разгульные годы, и уже без сожаления:
Но ведь дуб молодой, не разжелудясь,
Так же гнется, как в поле трава...
Эх ты, молодость, буйная молодость,
Золотая сорвиголова!
О чем горевать тому, чья «душа - поле безбрежное - дышит запахом меда и роз» Душа его навсегда запечатлела в себе деревенское детство, наполненное чистотой природы. Чистота сохранилась в ней и после жизненных переделок. Она стала еще прозрачней, как воздух после сильного грозового дождя.
Я утих. Годы сделали дело,
Но того, что прошло, не кляну.
Словно тройка коней оголтелая
Прокатилась во всю страну.
Пора бы. «Москва кабацкая», хоть и принесла ему славу, но не такую, о какой мечтают поэты. Его стихи становятся философичней, «взрослей», в них не простое смакование собственных чувств - в них анализ событий:
Разберемся во всем, что видели,
Что случилось, что сталось в стране,
И простим, где нас горько обидели
По чужой и по нашей вине.
Рассуждая о переменах, произошедших в России, поэт виновато оценивает и свои поступки:
Принимаю, что было и не было,
Только жаль на тридцатом году -
Слишком мало я в юности требовал,
Забываясь в кабацком чаду.
Впрочем, молодость - есть молодость. Жаль, конечно, потерянного времени, но творческие силы еще не на излете. Честность и доброта Есенина, его нежелание следовать политической конъюнктуре помогли ему стать поистине народным поэтом, стихи которого кажутся и сейчас такими же современными и своевременными, как и при жизни поэта. Его стихи не только читают и рассказывают наизусть, многие из них стали народными певнями, их поют и хором, и с эстрады. Слыша их, каждый раз поражаешься тому заряду доброты, который они несут людям, они учат нас любить людей и Родину, несут светлую красоту, которой так не хватает нам сегодня.
Стихотворение С. Есенина «Низкий дом с голубыми ставнями... » (Восприятие, истолкование, оценка)
Сергей Есенин провел все свое детство и юность в рязанском селе Константинове. Деревенские впечатления сформировали миропонимание поэта. Сельские образы навсегда стали частью его души, никогда не притупляясь, не ослабевая в его сознании.
Не забыть мне тебя никогда,-
Слишком были такими недавними
Отзвучавшие в сумрак года.
Никогда не изменил он своей вечной религии - любви к русской природе. Часто в его стихах встречаются фразы, подобные этой:
Как бы я и хотел не любить,
Все равно не могу научиться...
Или, в другом стихотворении:
Но не любить тебя, не верить -
Я научиться не могу.
Есенин - пленник своей любви. В основном он пишет о деревне радостно, светло, но не забывает и о горестях, которые видел сам. Так, в этом стихотворении, говоря о журавлях, Есенин передает бедность села, беспредел разбойников:
...Потому что в просторах полей
Они сытных хлебов не видали.
Только видели березь да цветь,
Да ракитник, кривой и безлистый...
Поэзия Есенина насыщена исконно русскими словами, такими, какими пользовались еще его прабабушки. Постоянно слышится в его стихах отголосок русской старины: «береЗь да цветь», «родимая выть», что придает особое очарование. Многие слова он и сам «достраивает» так, чтобы они пелись. Например, «но ведь дуб молодой, не разжелудясь...». Откуда берется это «не разжелудясь»? Или «все спокойно впивает грудь»? А берется это из поэтического гения Сергея Есенина, кладезь таких слов и преобразований в котором бесконечен. Есть в этом стихе и оттенок городского понимания жизни:
Восхищаться уж я не умею
И пропасть не хотел бы в глуши...
Есть и удивительный образ, в котором и нежность, и прожитые в деревенском быту годы, и беднота, и святость в этой бедноте:
До сегодня еще мне снится
Наше поле, луга и лес,
Принакрытые сереньким ситцем
Этих северных бедных небес.
Сразу видишь немолодую женщину с натруженными, но добрыми ладонями -- может быть, мать поэта, которая в бедноте своей чище любого богача. В одной фразе столько щемящего, далекого. Вообще, фразы Есенина всегда дышат красотой Руси, разливаются словно реки да бескрайние небеса, охватывают просторы полей, наполняют читателя пшенично-голу-бо-прозрачным чувством - («желтоволосый, с голубыми глазами»). Да, Есенин настолько слился с русской природой, что он словно бы ее продолжение, часть ее. И сам, угадывая это, он пишет в своем стихотворении:
...И под этим дешевеньким ситцем
Ты мила мне, родимая выть.
Потому так и днями недавними
Уж не юные веют года...
Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда.
М. Горький, встретившись с Есениным в 1922 г., писал о своем впечатлении: «...Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия, которое - более всего иного - заслужено человеком».